Чудо отпуск: Премьера. Музейно-театральный проект о судьбе четырех царских резиденций.

Премьера. Музейно-театральный проект о судьбе четырех царских резиденций.

0 коммент.


Для  нас, петербуржцев, Петергоф,  Павловск, Царское Село, Гатчина не просто названия красивейших пригородов Санкт-Петербурга. Это наша душа,наша гордость,наша история и наша культура. 

Сто лет назад  бывшие царские резиденции стали музеями. В честь этого юбилея в Центральном выставочном зале города открылась уникальная экспозиция. Режиссер Андрей Могучий и руководители  четырех музейных комплексов представили потрясающий, уникальный музейно-театральный  проект «Хранить вечно». Создав из  исторических фактов художественные образы, авторы проекта рассказали  о судьбе музеев и  людях, которые ценой своей жизни сохранили эти ансамбли. Вместе с ведущей Алисой Фрейндлих, пройдя по ожившим страницам столетнего пути музеев –заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село», вы станете непосредственным участниками и свидетелями событий века.  
История идеи
Надо сказать, что проект "Храним вечно» стал  своего рода экспериментом практически для всех его участников. Впервые работали в этом  жанре и  петербургский режиссер, художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова ,Андрей Могучий, и директора музеев Василий Панкратов (Гатчина), Вера Дементьева (Павловск), и Ольга Таратынова (Царское Село).
Ольга Таратынова, директор государственного музея-заповедника "Царское Село"
Вот что по этому поводу говорит директор музея-заповедника  "Царское Село" Ольга Таратынова: «Такой проект возник не случайно. Решив отмечать 100-летие вместе, мы пришли к  идее. Чтобы привлечь аудиторию к нашей богатой истории, которую, кстати, мало, кто  знает,  нужно разговаривать с ней на другом , каком-то новом языке.Одним из наших рискованных предложений могла стать выставка, которая носила бы театрализованный характер."

Елена Кальницкая,директор государственного музея-заповедника "Петергоф"
Пожалуй, самым опытным человеком в реализации музейно-театральных проектов оказалась директор музейного комплекса "Петергоф" "Такой прием давно известен в Европе,- рассказывает Елена Кальницкая, - мы его используем уже пять лет,создав  за это время пять совершенно разных проектов. На мой взгляд, этот феномен порожден сегодняшним временем. В век мобильных телефонов  и мощного потока информации, любому современному человеку,особенно молодому, не хватает эмоций и чувств. Наш проект  должен вызвать шквал эмоций". 

В экспозиции представлено более 200 подлинных музейных предметов и архивных фотографий из фондов четырех музеев.
Над  осуществлением этого  проекта в течение полутора лет работали 300 человек. Это научные сотрудники музеев, аниматоры и мультипликаторы, художники и композиторы. Художественной постановкой руководила  Вера Мартынов, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска», а над музыкальным сопровождением работал петербургский композитор Владимир Раннев.
Итак, спектакль «Храним вечно».
Здесь все, как в театре. Есть даже театральный занавес. Но он открываться не будет. Обычно зрителей не пускают  за кулисы, но  по замыслу  режиссера вы сами становитесь  актерами и героями этого времени,  поэтому сможете  пройти в сакральное пространство  спектакля. В сюжетной основе экспозиции  лежит история вымышленной девочки, которая несет в себе собирательный образ многих судеб. Девочка эта родилась в Царском Селе, потом работала в Петергофе, в войну эвакуировалась в Павловск,затем работала в Гатчине. Через ее личную историю, ее дневниковые записи вы проследите события, которые проходили в разных дворцах, в разные периоды времени. Дневник девочки читает Алиса Френдлих, а текст написали  Андрей Могучий и Светлана Шагина.
Спектакль длится около полутора часов. Все пространство здесь несет собирательный образ и делится на несколько зон, которые соответствуют определенному периоду.   
Вот несколько фрагментов театрализованного представления.
 В комнате представлены  оригинальные игрушки царевича Алексея из Царского села.
Пройдя темным коридором, который  лишает  ощущения времени и пространства, вы окажетесь в золотой анфиладе.Эта экспозиция представляет собирательный образ дворца. Пока здесь течет спокойная,счастливая семейная жизнь.Ничего не предвещает беды. 

Художественный образ навеян отъездом Николая II.
 Но грянула Февральская революция. Перед  тем, как покинуть дворец экстренно собираются вещи и укладываются в чемоданы. Все готово к отъезду. 

Кабинет Луначарского
Одним из главных действующих лиц спектакля несомненно является Луначарский. Ведь именно он издал указ о превращении четырех императорских резиденций в музеи.  

В этой экспозиции собраны музейные предметы. Героиня  рассказывает о том времени, когда появились хранители  предметов резиденций.

В 30-е годы традиционная жизнь дворцов постепенно  вытесняется новой эстетикой. Античные статуи  сменяются новыми символами. Художник их изображает в виде пасущейся коровы.
В экспозиции  есть  несколько кульминационных  точек маршрута, которые эмоционально  погружают зрителей в суть событий.
Одна из них - стена памяти с инвентаризационными номерами утерянных предметов и с данными расстрелянных музейных сотрудников. Другая-эвакуация музеев.
Оригинальная теплушка. Ее пригнали из Мурманска. Это подарок РЖД.
 В эвакуацию музейщики перевозили экспонаты в таких теплушках. Времени на сборы практически не было. Многое  из шедевров пришлось оставить. Скульптуры закапывали в землю.



Все вывезти было невозможно, поэтому из гарнитура брался  в качестве эталона  один предмет. Например  стул из мебельного гарнитура , чтобы потом можно было все восстановить.


Одно из самых эмоциональных  мест экспозиции - блокада. 
В это время многие  музейные работники, спасая экспонаты, находились в подвале Исаакиевского Собора.  Передать весь бред и ужас этого любым художественным языком невероятно сложно. Поэтому эта зона  несколько раз  переосмысливалась режиссером.В итоге он создал мир застывшей фактуры , взяв за основу иллюстрацию из книги о вкусной и здоровой пище.
  

Наконец, война закончилась. Она нанесла непоправимый ущерб всем четырем музеям. С помощью настоящих фрагментов руин из четырех музеев авторы создали образ Помпеи. Но за пределами этих руин много лет реставрации, труд тех людей, которые правдиво и честно все это восстанавливали.  


Галерея портретов музейных работников. Смешаны живые и умершие.  


Андрей Могучий о проекте "Храним вечно":
Я очень благодарен этому проекту, потому что узнал о своем городе столько, сколько не узнал за всю свою жизнь. Посещая резиденции, дворцы, подчас мне казалось, что я живу в то время, о котором хочу рассказать. Сейчас начинаешь понимать масштаб деятельности работы по сохранению памятников и масштаб деятельности людей, которые отдали свою жизнь, для того, чтобы эти памятники сохранить.

P.S. Экспозиция открыта до 8 октября.
Центральный выставочный зал:Исаакиевская пл.д.1
Т:611-1100
 Информация на сайте http://www.manege.spb.ru