Модильяни в музее Фаберже.

0 коммент.

Выставка «Модильяни. Сутин и другие легенды Монпарнаса», открывшаяся в  музее Фаберже, произвела сенсацию в культурной жизни Петербурга.  Она работает  уже третий  месяц, а до сих пор вызывает интерес у петербуржцев и гостей города.  Желающих увидеть шедевры художников Парижской школы начала XX века с каждым днем становится все больше.



Это не удивительно!Ведь уникальные работы Модильяни, Сутина, Кислинга, Утрилло и  Валадон   приехали в наш город впервые.  Они ждали выхода в свет 70 лет. Все эти художники  учились и творили в Париже, на Монпарнасе. Судьбы их овеяны легендами. Немногие из них добились успеха при жизни.  Модильяни не дождался  мирового признания  и умер в нищете.

Йонас Неттер
 Сегодня благодаря коллекционеру  Йонасу  Неттеру и музею Фаберже мы можем  любоваться работами великих мастеров  Парижской школы и почувствовать атмосферу Монпарнаса, любимого квартала парижской богемы. В экспозиции представлено  120 полотен художников.  Выставка продлится до 25 марта.

Модильяни в Париже

Амедео приехал в Париж в 1906 г, когда ему было всего 20 лет. Но за спиной у него уже была учеба в художественных школах Италии. Поначалу Модильяни увлекся скульптурой. В поисках идеального образа он ходил по  парижским музеям. Самым любимым для него становится Лувр, особенно египетский отдел. Египет  полностью  захватил его. Именно египетские статуи  помогли ему  впоследствии найти свой индивидуальный стиль -   удлиненные формы  лица, шеи, миндалевидные глаза. Но это потом. Как скульптор, он начинает работать над  циклом «Карриатиды».
Модильяи Синяя кариатида
К сожалению, его здоровье, подорванное туберкулезом, не позволило продолжать работать над скульптурами и Модильяни решает заняться живописью. Наступает мучительный период поисков. 
В Париже  Модильяни познакомился с  молодым врачом, коллекционером Полем Александром,  дружба с которым продолжалась 7 лет. Поль поддерживал художника, поселил у себя в доме,  покупал его картины.  Александр приобрел у Модильяни 450 графических работ и рисунков, а также 25 живописных полотен. Кстати выставка Модильяни из коллекции Поля Александра прошла с успехом в Хельсинки, в музее Атенеум, в 201 7 году.( Читайте на  https://shudotpusk.blogspot.ru/2017/01/2017.html)
В основном свои рисунки Амедео выполнял в кофейне, итальянской харчевне,  в кафе Ротонда, что на Монпарнасе. Там разрешалось художникам за одной  чашечкой  кофе просидеть весь день.  Это было то место для художников, которым был Монмартр для импрессионистов 15 лет назад. Здесь были кабаре, которые посещали  Жан Кокто,  Поль Моран,  Моисей Кислинг,  Фрэнсис  Фитцжеральд. Устраивались балы в поддержку художников. Здесь царили свобода, искусство и любовь.  На Монпарнасе  Модильяни  познакомился со своим лучшими друзьями Хаимом Сутиным, Моисеем Кислингом, Пабло Пикассо и др. Встретил он  здесь  и своего  нового  покровителя – Поля Гийома.  

Модильяни. Портрет Хаима Сутина. 
 Особое место в   творчестве Модильяни  занимают  психологические портреты  Он создает галерею  характерных  портретов своих друзей,   женщин , детей.  Каждый из них  индивидуален и выразителен. Каждый образ – плод его   глубоких размышлений. Именно поэтому подражать Модильяни нереально.  
Модильян. Рыжеволосая девушка.
Так в его коллекции представлен портрет рыжеволосой девушки. Мы не знаем, кто изображен  на нем. Но для многих этот очаровательный образ  идентифицируют с образом  Жанны Эбютерн, последней любви художника.
Возможно это и так. Только у Жанны на других  портретах голубые глаза, а здесь карие.


Модильяни. Девочка в голубом.
Чем привлекла эта девочка Модильяни? Может быть, зарождающаяся женственность ребенка заинтересовала художника. Но что можно сказать точно-  работы  Модильяни всегда узнаваемы.Так может видеть только он.  Но для  него главное  не форма, а суть, содержание.

Модильяни. Леопольд Зборовский.
Особую роль в судьбе Модильяни и его друзей сыграл  польский поэт и торговец предметами искусства  Леопольд  Зборовский. С ним его познакомил  Кислинг.  Поляк  высоко оценил творчество Модильяни,  в дальнейшем поддерживал его, продавая работы. Правда,  в то время покупателей картин Модильяни было немного.  Но, к счастью, нашелся еще один ценитель творчества –  Йонас Неттер.  На самом деле Неттер любил импрессионистов, но у него не нашлось средств, чтобы коллекционировать их картины.  Работы Модильяни и его друзей соответствовали  и  его вкусу и средствам.
Модильяни. Жанна Эбютерн
Более 25 портретов Модильяни посвятил своей музе,  художнице  Жанне Эбютерн. С ней он тоже  познакомился в Париже. Это произошло в 1917 г, Жанне тогда было 19 лет. В 1918 году из-за войны, бомбежек  Модильяни с Жанной , семьей Зборовских и Сутиным уезжают из французской столицы  в Ниццу. Там Амедео провел самые счастливые свои годы. Но болезнь оборвала его жизнь. После смерти  художника  его картины вдруг  стали продаваться и с каждым годом расти в цене. Модильяни, наконец , получил всемирное признание.

Хаим Сутин

Модильяни  был не единственным художником, который отправился в начале ХХ века учиться   в Париж.  Сюда в 1912 г приехал  и  Саим Сутин. Он поступил  учиться в Национальную  школу изящных искусств и  так же как Модильяни посещал Лувр, изучая старых мастеров.

 Хаим Сутин. Большие синие деревья в Сере.

Спустя три года судьба свела молодых художников, между ними  завязалась настоящая дружба. Правда,  Сутин оказался натурой сложной, мнительной и тревожной. Но  Амедео высоко ценил творчество друга и  всячески поддерживал его, вселяя уверенность. Кроме этого, Амедео знакомит Хаима  со Зборовским. Не сразу,  только в 1919 г они подписывают контракт.В этот период Хаим,вдохновленный Рембрандтом,  пишет свои знаменитые туши. 

Хаим Сутин. Мужчина в шляпе.
 К счастью, уже  через три года более сотни работ Сутина покупает американский коллекционер Барнс. Работы, которые вообще не продавались неожиданно стали расти в цене.

Хаим Сутин. Натюрморт с круглым столом.

Таким образом, признание  Сутину удалось  получить еще  при жизни. Работы художника выставлялись в  Лондоне, Нью-Йорке, Вашингтоне, Чикаго. Его живопись   оказала огромное влияние на европейское и американское искусство второй половины  20 в.  

Моисей Кислинг

Еще одного лучшего  друга, Моисея Кислинга,  приобрел Модильяни в Париже. Этот молодой человек  приезжает во Францию после обучения в Краковской Академии художеств. Здесь он знакомится не только с Модильяни, но и Сутиным,  Пикассо, Браком,  Дереном.  Мастерская, которую он снимает на Монпарнасе, становится  местом встреч парижской богемы. По характеру Моисей   полная противоположность  Саиму. Кислинг  излучает энергию, уверенность в себе, любовь к творчеству.  Именно он знакомит  Модильяни со Зборовским. 
Моисей Кислинг. Испанка.
 В 1919 г  Кислинг устраивает свою первую персональную выставку. Находясь под влиянием живописи Дерена и Сезанна, молодой художник  находит свой,  присущий только ему  стиль. Как и Модильяни,  он увлекается  работой над портретами и обнаженными фигурами.
Моисей Кислинг. Обнаженная на диване.
 Красивые обнаженные девушки вдохновляли его, дарили ему радость ,желание любить и быть счастливым.  Он ежегодно выставляется в салонах, его картины хорошо продаются. Изысканная поэтичная живопись Кислинга стала одним из самых  ярких явлений  Парижской школы.

Морис Утрилло и его белый период.

Особое место среди художников Парижской школы занимает Морис Утрилло, сын знаменитой натурщицы Монмартра – Сюзанны Валадон. Она позировала Тулуз-Лотреку и Ренуару. В 18 лет Сюзанна родила мальчика от неизвестного отца. Признал его своим сыном журналист Мигель Утрилло и дал ему свою фамилию. С 13 лет Морис пристрастился к алкоголю. Чтобы окончательно не спиться кто-то посоветовал ему заняться живописью. Так Морис в 1903 году оказался  в Париже. Сначала  он пишет в разных местах, в том числе и на Монмартре. Каждый день он писал новую картину, на которой  были обветшалые дома, тусклые районы, сухие ветки, бедные кварталы.
 Морис Утрилло. Улица Мюллер на Монмартре.
Его шедевры - это довоенный  Монмартр, каким он был до 1914 г. Тогда же начался белый период Утрилло, который сегодня считается вершиной его творчества. Здесь в его работах зеленые, сиреневые и голубые тона смешиваются со светлыми красками и необычными материалами - песком, гипсом, мхом, известью, клеем и цинковыми белилами. 
Морис Утрилло.Улица Маркаде в Париже.
Экспериментируя с поверхностью и текстурой живописи, художник достигает удивительных визуальных эффектов. Так в 1909 г он заключает контракты и выставляет свои работы в осеннем салоне.

Морис Утрилло.Церковь в Сермезе.
В 1916 г он заключает контракт со Зборовским. Но в это время художник в очередной раз  спивается. Его приходится отправить в дом умалишенных. 
Несмотря на это известность его растет. Работы его хорошо продаются. В начале 20-х г доход Утрилло уже достигал  1 млн франков.

Мария Клементина Валадон

В 12 лет Мария уже стала сама зарабатывать себе на жизнь.Она даже работала акробаткой в цирке, но несчастный случай заставил ее отказаться от этого ремесла и в 1880 г она становится натурщицей.
 Сюзанна Валадон. Пейзаж близ Вье-Мулен
В течение 10 лет она позировала таким художникам как Тулуз-Лотрек и  Ренуар. Они стали ее любовниками.  Мария  была соблазнительной и красивой. Густые рыжие тициановские волосы, голубые глаза, роскошное  тело.  Именно Тулуз Лотрек  в порыве ревности к Ренуару и Пюви де Шаванну  назвал Марию Сюзанной, сравнив ее с библейской Сусанной, которой вожделеют двое старцев. Но Сюзанна  хотела рисовать. Она училась у художников, которым позировала, слушая их разговоры, и наблюдая за их работой. Тулуз-Лотрек поощрял Сюзанну в рисовании. В 1894 году Валадон представила 5 рисунков на выставке Изящных искусств. 
Сюзанна Валадон. Три купальщицы.
Один из них был куплен Дега. Сюзанне не было 30 лет, когда она познакомилась с Дега. Дружба их длилась до самой смерти мастера. Влияние Дега на творчество Валадон  неоспоримо.
В 1909 г она стала жить с художником Андре Уттером , другом ее сына, художника  Мориса Утрилло.  Это был решительный поворот в ее судьбе. С тех пор она посвятила себя живописи.

P.S.До закрытия выставки осталось чуть больше месяца. Не пропустите! 
Адрес: Музей Фаберже. Шуваловский дворец. Наб. реки Фонтанки,21.
Выставка открыта ежедневно с 10 утра до 20.45 вечера.Касса-до 20.15.
Билет-400 руб, льготный -200 руб.