Чудо отпуск: Петербургские знаменитости. К юбилею режиссера Валерия Фокина.

Петербургские знаменитости. К юбилею режиссера Валерия Фокина.

0 коммент.


С 18  по 28 февраля  к  260-летию Александринского театра и юбилею его художественного руководителя -   Валерия Фокина в Петербурге  проходит театральный фестиваль.  В фестивальной  афише заявлено  10 спектаклей, поставленных режиссером, в том числе премьера - «Сегодня 2016», которая состоится 25 февраля  на Новой сцене «Александринки».  А 28 февраля народный артист России Валерий Фокин отметит  70-летие.
      За свою театральную жизнь  режиссер  Фокин поставил более 80 спектаклей. Сначала он работал в Москве в Современнике, затем в театре Ермоловой, а с 2002 года был приглашен в Петербург для возрождения Александринского театра. Ведь в период перестройки о театре  практически забыли.  Зная, что стены «Алексндринки» помнят и Пушкина и Лермонтова,  Гоголя и Достоевского, Чехова и Тургенева, что здесь работали такие знаковые  режиссеры, как Всеволод Мейерхольд, Николай Акимов, Григорий Козинцев, Георгий Товстоногов, Фокин  поставил перед собой задачу - вернуть театру былой престиж.  Прежде всего,  Фокин-реформатор  привнес в театр свое видение. Благодаря режиссеру у «Алекандринки»  не только открылось второе дыхание, но   была построена Новая сцена  ,  уникальная  современная площадка по своим техническим возможностям, своего рода трансформер.  Главный  вопрос, на который пытается сегодня  ответить  режиссер - «Как остаться людьми», «Для чего мы живем».
Премьера  «Сегодня 2016»
     Моя встреча с Валерием Фокиным состоялась на пресс-конференции, посвященной юбилейным событиям,   в трудный для режиссера период, когда идут предпремьерные репетиции спектакля «Сегодня 2016». Как говорит сам режиссер: «Бывают сложные спектакли, но этот на редкость трудный. Наступает период, когда множество компонентов нужно гармонично связать в единое целое. При этом, учитывая,  что   все технические средства, включая движущиеся декорации, задействованные в спектакле,  должны работать на линию актеров, быть подчинены раскрытию образа главного героя. Не припоминаю, где бы так было трудно.  Впрочем, это нормально.  Почему должно быть легко?  Но  надо пытаться получать радость от репетиции. Как писал Эфрос : «Удачно проведенная репетиция окрашивает собой целый день». На мой взгляд, это очень точная фраза. Удачная репетиция  влияет на настроение, даже  на личную жизнь».
Кирилл Фокин на презентации своей книги "Огонь"
      Новый спектакль 2016 -это современный материал, в жанре фантастики. Поставлен по повести  «Огонь», которую написал в 17 лет  Кирилл Фокин, сын режиссера.  Его произведение это смесь фантастики и истории. Действие пьесы происходит в наше время. В ее основе – встреча землян с инопланетянами, которая обнажает все проблемы человечества «Как нам спастись».  Фокин впервые поставил спектакль на Новой сцене и не ошибся. Ведь  технические возможности, объемы, пространство, даже акустика  наиболее полно раскрыли содержание пьесы  и образы.
Петр Семак, занятый  в главной роли в спектакле "Сегодня 2016"
 « Для меня  это новый опыт во многом. Я давно не ставил современный материал. Пожалуй,  последним был спектакль «Ксения. История любви»  Леванова,- рассказывает режиссер,- но я доволен, что взялся за ультрасовременную пьесу, так как  люблю новые рискованные вещи. Кроме того, этот спектакль поставлен к моему юбилею. Это для меня очень важно. Согласитесь, глупо и смешно отмечать юбилей, лежа на диване, обложив себя грамотами и наградами. Это же бред! Нужно доказать  прежде всего себе  самому, что ты из себя  представляешь на сегодняшний день.  Ведь никто прошлые победы не берет в расчет. Они уходят и никому не  неинтересны. Всем интересно, кто ты сегодня.  
Как повлиял Петербург и Александринский театр  на  режиссера Валерия Фокина
«Санкт-Петербург я любил всегда, любил теоретически  через русскую литературу, через Гоголя и Достоевского. Когда я приехал в этот город в 1971 году, то у меня было ощущение, что этот город я хорошо знаю. Если бы бог  мне не дал  такого периода жизни, это было бы серьезным упущением с его стороны,- продолжает отвечать на вопросы журналистов режиссер,- безусловно, эти 14 лет, которые я посвятил театру, обогатили меня.  Театр, город  существенно изменили меня, прежде всего, как режиссера, творческого человека. Я открыл  другие режиссерские возможности. За время работы в театре  многое укрепилось во мне,  я многое понял, как мне кажется,  почувствовал в этом городе.  Это ведь  театр особенный. Не только потому, что он первый национальный театр России. В нем  много чрезвычайно уникальных вещей. В этом театре в лучший, счастливый период его биографии соединились разные  театральные школы и направления . Наряду с актерской системой,  был интерес к постановочной культуре. Здесь работали режиссеры разных направлений и систем.
Знаковые встречи режиссера.
Валерий Фокин: Каждый артист во время работы над спектаклем  оказывает влияние на режиссера.  Когда я начинал в «Современнике», в этот период мне посчастливилось встретиться  с целой командой блестящих актеров. В свои 30 лет они мне казались глубокими  стариками,  потому что мне было 24 года. Конечно, они меня учили, я с ними развивался. С Евгением  Мироновым нас свела судьба,  когда он был еще молодым артистом, до сих пор помню, как мы репетировали Достоевского в «Современнике». Сегодня – это известный артист.  Потом, когда я стал работать в театре Ермоловой, моими учителями стали  Зиновий Гердт, Михаил Ульянов. А с Константином Райкиным мы вместе  со школьной скамьи. Когда мы с ним встречаемся такое впечатление, что у нас не было перерывов, мгновенно начинаем репетировать на одном языке. С ходу чувствуем друг друга .  Но особенно важными для меня были встречи и работа  с польским режиссером  Ежи Гротовским, который  круто изменил  мой взгляд на театр. Это один из тех реформаторов , который вместе со Станиславским, Мейерхольдом, Брехтом  повернули мои мозги  вверх ногами. Я вдруг увидел, что театр это совершенно другая планета, что  это огромная территория, где  много разных дорог. А  самое главное, интересное, когда эти дороги  пересекаются,  и на их стыке  возникает что-то новое. Кстати, именно это  в генетике  Александрийского театра есть.
Легких постановок не бывает.
В.Ф.Как я определяю, что спектакль получился?   Из всех  мною поставленных спектаклей   я могу выделить всего пять-шесть , от  которых я получил   наибольшее удовлетворение. Эти спектакли возможно и  не имели резонанса у зрителей. Но в постановке этих вещей мне удалось максимально выполнить задачи, которые  перед собой ставил.  Это, прежде всего, минимальный разрыв между тем, что ты хочешь сделать и тем, что получилось.  Конечно,  реакция зрителей важна, но самое главное этот разрыв. Один из таких спектаклей «Записки из подполья» по Достоевскому, где в главной роли Константин Райкин!
Легких спектаклей не бывает, все трудные по- своему. Когда я начинал, то считал, что главное   сделать первый спектакль, а там уже пойдет все как по маслу . Сделав первый, взялся за второй- опять трудно. Оказалось легче не стало даже в десятый раз.  А чем старше, тем все труднее.  Дело в том, что степень профессиональных  претензий к себе  с каждым годом возрастает.  Если режиссер говорит, что у него получаются легкие спектакли, это не режиссер. Режиссер может шутя, играя, делать вид , что ему все легко.  Но это все маски.  Мы не должны показывать вид, что нам тяжело. В нашей профессии, у любого режиссера изначально присутствует одиночество. Почему режиссер одинок?  Потому что он должен делать вид, что  все знает. Но на самом деле,  он знает, как идти, но куда эта дорога приведет  не знает. Просто он идет всегда впереди, освещая фонариком  дорогу своей команде.

Поздравим же режиссера с юбилеем и пожелаем ему  никогда не сбиваться с пути!