Альберт
Эдельфельт, также как и художники - Ээро Ярнефельт и Аксели Галлен -Каллела представляют Золотой век Финского искусства. Все
они, так или иначе были связаны с
Россией. Однако у Альберта Эдельфельта эта
связь продолжалась 15 лет. Он был почетным членом русского общества Искусств в
Париже и действительным членом Россиийской академии художеств. Его кисти принадлежат множество портретов членов российской
императорской семьи. Как официальный предcтавитель
Академии художеств, Эдельфельт
присутствовал на коронации Николая II. Россия коснулась даже личной жизни художника.
Его несостоявшаяся любовь София Манзи,
была родом из России.
Сегодня
большинство картин Эдельфельта выставлены в музее Атенеум в Хельсинки и
практически в каждом музее Финляндии. В
общей сложности, включая частные коллекции, в стране находится 800 полотен художника. Многие его работы были утеряны,
некоторые перевезены из России в Финляндию в 30-е годы. Таким образом, в музеях
России осталось всего 10 работ великого финского мастера.
Об Эдельфельте
написано множество книг. В основном они биографичны. Одна из самых популярных принадлежит
перу Бертела Хинце. В 1942 г эта книга была опубликована на шведском , а в
1953-на финском языке. Особенно много монографий, посвященных жизни и
творчеству художника вышло к его 150-летнему юбилею в 2004 г . Хорошим подспорьем
для писателей и искусствоведов стали письма современников Эдельфельта, в которых
они высказывают свое мнение о художнике. 1985 г они стала доступны. С ними можно познакомиться теперь и
в электронном виде на сайте www. edelfelts.fi . В 2001 г они были опубликованы на финском языке Анной Картелайнен как масштабное произведение
под названием «Мое так называемое сердце».
Но несомненно, письма Эдельфельта, его
переписка с матерью - представляют наиболее важный источник информации. С
Портрет матушки |
Но среди всех этих книг – только одна посвящена связи
Эдельфельта с Россией. Ее написал
Рейнер Кнапас. Книга « Эдельфельт
и Россия» о жизни художника в
Петербурге, о его художественных связях, об Академии художеств и его частных заказчиках. В ее основу легли письма матери, а также
архивные документы Национальной библиотеки Финляндии, Российской академии
художеств и др.
Тем, кто интересуется , может почитать книгу в библиотеке Института Финляндии.
На 160-летний юбилей
писатель Рейнер Кнапас приехал в
Петербург и рассказал л петербуржцам о художнике и его связях с Россией.
Кандидат философских наук, почетный гость хельсинкского
университета, исследователь истории и искусств, писатель Райнер Кнапас. Одна из
последних работ Кнапаса книга , посвященная
Национальной библиотеке Финляндии, вышла в 2012 г . А в прошлом году он
выпустил книгу об истории русской архитектуры и искусства 18-19 в в, в частности,
об усадьбе Монрепо в Выборге.
Как
выстраивались отношения Эдельфельта с русскими художниками.
Собственно с
русскими художниками Эдельфельт познакомился довольно рано, еще в Париже в 1874 г , когда он стал членом
Русского общества художников. Во французской столице он общался с
Алексеем Харламовым, Василием Верещагиным, Алексеем Боголюбовым. Багодаря
им началась связь художника с Россией. С 1878 г работы Эдельфельта стали выставляться в Академии.
Это «Королева Бланка», со средневековым сюжетом,«Шведский герцог Карл оскорбляет труп своего врага», посвященная драматическим событиям Гражданской войны 16 в.
Сначала ее приобрел известный собиратель живописи - Дмитрий Петрович Боткин. А в
Даже уехав из
Петербурга Эдельфельт продолжал поддерживать связи с Академией художеств. Он
познакомился с Ильей Репиным, которого очень ценил , а также с художниками
более молодого поколения Альбертом и Александром Бенуа. Об
отношениях с петербургскими коллегами
он рассказывает в одном из своих
писем к матери. Речь идет о встрече с
известными художниками, которая произошла в ресторане, во время обеда в феврале
1895 г .
Эдельфельт пишет: «Там сидело человек 20. Все члены новой Академии, Толстой
провел меня к столу, посадил на почетное
место рядом с собой и Репиным. Рядом с нами сидели член географического
общества Семенов, Петров-Водкин, Клодт, Маковский, Брюллов, Бенуа и другие.
Маковский говорил со мной. Я поблагодарил
его за оказанную мне честь и сказал, что
не воспринимаю это, как честь,
оказанную лично мне, а как дань уважения всему молодому финскому искусству. Я
говорил о русской литературе, ее глубине, человечности. Потом обратился к
Репину и Маковскому и сказал им, что они изображают с помощью красок то, что
Толстой и Достоевский изображают с помощью слов... Репин очень хорошо говорил о
Финляндии, о том какая это прекрасная
поэтическая страна, как она развивает
свое искусство и предложил тост за Финляндию...»
Несостоявшийся русский роман Эдельфельта
Немаловажную
роль в судьбе Эдельфельта сыграла еще одна встреча. В 1880 г в Финляндии, в районе
Порвоо, художник знакомится с петербурженкой Софией Манзи, которая там
проводила лето у своих знакомых. В
дальнейшем очень многие аристократические связи Эдельфельта с Петербургом
поддерживались благодаря семье Манзи. Он
влюбляется в 19-летнюю Софию Манзи и пишет ее портреты.
София Манзи |
На одном из портретов София держит в руках веер. Веер расписан
цветочным орнаментом и примечателен тем, что это подарок Эдельфельта. В 1884 г была объявлена помолвка с Софией Манзи. Однако из этой краткой помолвки ничего не
вышло. Почему?
Это до сих пор остается загадкой. Родители невесты без
объяснения причин отказали жениху. Альберт сразу сел в поезд и уехал в Париж.
Потом он долгое время избегал приезжать
в Петербург. Практически 10 лет
держался вдали от России. Это отразилось и на его живописи. В его
работах стали преобладать финские ,
скандинавские и французские сюжеты. Через
какое-то время София Манзи вышла замуж за Михаила Волкова.
Императорская семья в
жизни художника
Эдельфельт с готовностью принимал заказы, писал портреты
высших семейств Петербурга. Судьба готовила ему карьеру придворного художника.
В 1881 г Эдельфельт был представлен Академией художеств Великому
князю Владимиру Александровичу, который обеспечил художника заказами, приблизив
его
к императорскому двору. Мастер стал писать
работы по заказу императора
Александра III и императрицы Марии Федоровны. Так родились портреты Марии Федоровны с детьми Георгием, Ксенией и
Николая, портрет Ксении и Михаила, портрет Великого князя Владимира с сыном Андреем, который в 1921 г женился на балерине Кшесинской.
Нужно сказать, что Мария Федоровна для Эдельфельта была
очень важным человеком. С ней он много
общался. Между собой они могли говорить на датском языке, который для Марии
являлся родным. По-прежнему в Финляндии
она была известна как принцесса Дагмар.
Императорская семья хотела, чтобы на фотографиях и живописных полотнах
они были изображены как обычные люди. Поэтому Эдельфельт получил много заказов на такие портреты императорской
семьи и детей.
Дети Александра III |
Кроме этого, Эдельфельт написал детский портрет своей сестры с собачкой и
назвал ее «Добрые друзья». Эта работа
очень понравилась Марии Федоровне и она приобрела ее. «Добрые друзья» очень долго висела в Гатчине в
кабинете императора вплоть до 1941 г . Затем после войны
эта картина была перевезена в Павловский дворец, затем в 1958 г –в Эрмитаж.
Добрые друзья |
В 1885 г по
заказу Александра III была написана картина «В Детской». Долгое время эта
работа находилась в Гатчине, затем
перевезена в Павловск и уже после войны в Эрмитаж. Многие спрашивают: «Кого
Эдельфельт использовал в качестве моделй в этой работе.» Что это за ребенок
–неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что маленький ребенок – это
ребенок Эдельфельта, который родился вне брака от его тайной французской модели
в Париже.
В детской |
В 1890г по заказу
императорской четы художник написал картину « Якорная стоянка в Копенгагене».
Вершиной славы
для Эдельфельта стал 1896 г .
В этом году он написал парадный портрет
Николая II для
хельсинкского университета. Во время заседаний у него была возможность
бывать в Зимнем Дворце. Эдельфельту очень понравился император Николай II. Художника пригласили
участвовать в коронации Николая II, которая состоялась в
Москве , в качестве официального представителя от Академии Художеств. Он должен
был присутствовать на мероприятиях коронации и зарисовывать основные события.
Эти зарисовки вошли в традиционный
альбом, который было принято оформлять после торжественного мероприятия. Из
Москвы Эдельфельт написал много писем, в которых содержались комментарии и
наблюдения за ходом коронации, зарисовки, портреты.
Коронация II |
Кроме того, представители сословий
Великого княжества Финляндского по приезду сделали поздравления Российскому
императору и вручили ему богатоукрашенный поздравительный адрес, автором
которого был Эдельфельт. Этот документ являлся выражением уважения к
императорской чете со стороны финских сословий.
Известно , что он общался в высших кругах со
знатными людьми, дворянами. Однако он писал и повседневную жизнь. 1893
г была написана картина «Прачки» и представлена на выставке в Париже в 1898 г . Сейчас эта картина
находится в Фондах Эрмитажа. Критик Стасов хорошо отозвался об этой работе,
написав, что это лучшая финская картина, свежего реализма и жизни.
Это «Играющие мальчики», которая была приобретена Марией Федоровной в Париже. Она долгое время находилась в Аничковом дворце, но потом в 30-е годы была перевезена в Финляндию. В
Это «Играющие мальчики», которая была приобретена Марией Федоровной в Париже. Она долгое время находилась в Аничковом дворце, но потом в 30-е годы была перевезена в Финляндию. В
Прощание с Россией
В 1990 г
политические отношения между Россией и Финляндией
усложнились. В это время Эдельфельт
отказывается не только от своих лояльных
идей к России, но и от продолжения своей
карьеры в России, в частности от
предложенной ему должности профессора Академии Художеств. В это время Эдельфельт
обратился к новым финским патриотическим и скандинавским сюжетам. Очень важной
вехой его творчества стали иллюстрации к
юбилейному изданию Рунеберга «Рассказы прапорщика Столя».Его иллюстрации были
восприняты, как его ответ на политику русификации.
Эдельфельт утверждал и считал, что родиной его творчества является Париж. В российском же искусстве он не понимал народников - патриотов
и не воспринимал их, так же , как и русскую оперу, за исключением Евгения
Онегина. Он оставался верным сторонником
императорской власти и императорской семьи.
В то же время в Финляндии
наметились тенденции к утверждению статуса финского языка. Шведоязычное сообщество тоже стало защищать свои интересы. Несмотря на то,
что Эдельфельт был шведоязычным, но он сторонился мировых конфликтов. Художник
хотел быть в стороне
от этих культурных бурь. Но творчество
его не знало границ. Он
много путешествовал. Его
работы перевозились из Финляндии через Петербург в Варшаву, через Берлин
в Париж, а из Хельсинки на выставку в
Академию Художеств. Наряду с Парижем, Стокгольмом и Копенгагеном Петербург и
Россия были для Эдельфельта альтернативной творческой Родиной.