В конце июля на Финляндском вокзале появились
какие-то странные люди. Эти молодые люди, сливаясь с пассажирами, ведут между собой диалог о смысле жизни.
Кто они? - спросите Вы.
Это герои пьесы Бертольта Брехта «Разговоры беженцев» - немецкие беженцы. Пьеса
была написана автором в 1940-1941 годах в Финляндии. Но место ее действия
Центральный вокзал в Хельсинки. Здесь же
, на Финляндском вокзале в рамках фестиваля «Точка доступа» по вечерам проходит российская премьера по этой пьесе. Художественный руководитель Константин Учитель решил поставить ее в
Петербурге. Декорациями к спектаклю послужили залы, кафе, перрон Финляндского вокзала.
По замыслу постановки герои пьесы Циффель и Калле перемещаются свободно по вокзалу, играют в шахматы, перекусывают и
обсуждают серьезные вопросы образования,
воспитания, войны, на мой взгляд, очень актуальные и сегодня. В образе Калле –сам
Бертольт Брехт.
А зрители-то есть? Конечно!
Что за спектакль без зрителей? Они следуют
за героями и вооружившись наушниками, имеют возможность слышать этот интересный
диалог о научных открытиях в экономике,
о медицине, Гитлере, фашизме, Великой эпохе, о Дуче и даже о регистрации беженцев. Диалоги перебиваются музыкой
Вагнера, объявлениями о движении поездов.
Пьеса идет 1 час 40
минут. Окунуться в эпоху 40-х годов вы еще можете, попав на спектакль, который
пройдет 3 и 6 августа на Финляндском вокзале. Билеты можно приобрести на сайте:
www.tochkadostupa.spb.ruТы полностью подпадаешь под обаяние
актеров Сергея Волкова и Максима Фомина и автоматически попадаешь в атмосферу
40-х год прошлого столетия. Такое впечатление, что за 70 лет ничего не изменилось.
Много интересных мыслей
высказывают герои пьесы, которых играют актеры Сергей Волков и Максим Фомин. Эти
умные мысли можно назвать афоризмами.
Порядок в наше время заводится не от хорошей жизни. В
основном там, где ничего нет».
«Религия, что алкоголь,
нельзя его запретить, пока он кому-то нужен».
«Если незначительный
человек хочет что-то напечатать, он должен выражать взгляды значительных людей» «Порядок
А вот разговор,
подслушанный мной об образовании и воспитании.
Циффель: Известно, что многим качество
обучения в наших школах кажется сомнительным. Замечательный принцип, на
котором зиждется это обучение, остается либо непризнанным, либо неоцененным по
заслугам. Он состоит в том, что молодого человека сразу в самом нежном возрасте
сразу знакомят с жизнью, какова она есть.Без лишних слов его бросают в воду - выплывай
или тони. За такое образование не жаль заплатить любые деньги , но оно предоставляется
даже за счет государства. Что необходимо
для преуспевания в жизни? Сюда относится мошенничество, умение втирать очки и
безнаказанно мстить, льстивость, угодливость, готовность доносить начальству на
себе подобных. Нашим лучшим учителем был высокий безобразный мужчина , он метил в
профессора, но потерпел неудачу. Это разочарование привело к расцвету всех
дремавших в нем сил. Ему нравилось устраивать опросы и если мы не могли
ответить, он испускал дикий вопль сладострастия. Особую ненависть у нас
вызывала его привычка 2-3 раза за время урока уходить за классную доску и
вытаскивать из кармана кусок сыра. Он жевал его, продолжая вести занятия. Этот
учитель преподавал химию. Его задачей
было сделать из нас людей. Химии мы у него не научились, зато он научил нас
мстить. Когда из года в год учитель твердит одно и то же, он становится безучастным к своему предмету.
Все свои личные разочарования, семейные неурядицы, финансовые затруднения
учитель компенсировал в классе. Так что
ученики были вынуждены делить с ним его невзгоды. Так он готовил детей к
вступлению в мир искалеченными и ущемленными.
Калле. Ваше снисходительное отношение к школе
весьма оригинально. Во всяком случае, я только сейчас вижу, что тоже кое-чему научился в
школе. Я припоминаю, что мы в первый же день получили хороший урок. Когда мы,
умытые, с аккуратно пристегнутыми ранцами, вошли в класс, а наши родители
отправились домой, учитель выстроил нас у стены и скомандовал: "Занимайте
места". Мы двинулись к партам. В классе не хватало парты, и один мальчик
остался без места. Все уже сидели, а он все стоял в проходе между партами.
Учитель увидел, что он еще стоят, и залепил ему оплеуху. Из этого мы все
извлекли хороший урок - нельзя быть неудачником.
Циффель. Гений, а не учитель! Как его звали?Калле. Гернрейтер.
Циффель. Меня удивляет, что он остался простым учителем народной школы. Вероятно, школьная администрация не жаловала его.