Чудо отпуск: Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

0 коммент.

Сегодня  в мире  насчитывается  более 200 музеев железнодорожного транспорта. Старейшим из них является Центральный музей железнодорожного транспорта, что на Садовой улице  в Петербурге. Он был основан в 1813 году. В  его фондах собрано  более 70 тысяч уникальнейших  экспонатов, рассказывающих об истории строительства железных дорог по всей России, в том числе о Транссибирской магистрали. 

Среди них  модели тепловозов, паровозов, мостов, около 1000 альбомов с  редчайшими фотографиями железнодорожных станций, коллекция портретов министров путей сообщения и ведущих инженеров, карты железных дорог, произведения искусства, предметы из личной коллекции Николая II, подаренные им самим музею, а  также экспонаты, привезенные первым министром путей сообщения Мельниковым. 
В этом зале проходят уроки физики для школьников
Кроме этого, в этом музее  школьники изучают физику,  а студенты историю российских железных дорог. Ведь здесь представлено более 50 реально  действующих моделей - паровых машин, паровозов, тепловозов, сортировочных станций, пультов управления. Одним словом, переступив порог музея, перед вами откроется живой мир истории создания железных дорог.  

Немного истории. Как без нее.

Прошло 180 лет с тех пор,  как в России построили первую железную дорогу.
Какими же путями шло развитие железнодорожной сети за это время? В 1837 г открылась  первая  железная дорога в России - Царскосельская.  Ее протяженностью  насчитывала всего 27 км. 
Рукописные документы и приказы Царскосельской железной дороги.

В 1848 г в строй вступила Варшаво-Венская железная дорога,  в 1851 г магистраль Санкт-Петербург – Москва.  Ее длина уже составляла 644,5 км. Потом были построены Санкт-Петербургско-Варшавская и Московско - Нижегородская железные дороги. Таким образом, к 1892 г в России было построено 31400 км железных дорог.
Железнодорожная сеть России в 1892 г

В 1862 году  было создано Министерство путей сообщения, первым министром которого стал  Павел Петрович Мельников, инициатор строительства  дорог.

Павел Петрович Мельников, первый министр 
В музее собрана коллекция живописных портретов  всех руководителей ведомств путей  сообщения,  в том числе  прижизненный портрет Мельникова. Кроме этого, в музее даже представлена подлинная рукопись Мельникова, составленная им  после своего путешествия по странам Западной Европы и Америки. Этот вояж он совершил  перед тем, как   строить Петербургско-Московскую  железную дорогу. За модель строительства  дороги Санкт-Петербург – Москва приняли железные дороги Североамериканских стран. В экспозиции представлены предметы,которые Мельников привез из Америки.
Модель паровоза Норриса, привезенная Мельников из путешествия по Европе и Америке.

В развитии железнодорожной сети  в России не всегда наблюдались подъемы.  Но все же к 1914 г длина железных дорог России  уже составляла 71700 км и по протяженности занимала первое место в Европе и второе в мире.  

О Транссибе с любовью

Ни в одном музее мира не представлена  так интересно экспозиция, посвященная строительству Транссибирской магистрали , как в этом музее.  
Надо сказать, что Транссиб этого заслуживает. Ведь для развития Сибири,  Дальнего Востока, да  и  всей страны  сооружение Транссибирской магистрали от Челябинска до Владивостока протяженностью 7,4 тыс. км, имело огромное значение. Эта дорога занесена в книгу рекордов Гиннеса, как самая длинная дорога в мире. Чтобы  ее построить  потребовалось 25 лет,  с 1891 по 1916 гг.  Когда строили Транссиб,  в районах Сибири  одновременно возводили церкви, школы, больницы, библиотеки. Можно сказать, что цивилизация в Сибирь пришла вместе с железной дорогой.   В музее отведен целый зал, посвященный этому уникальному проекту.  Экспозиция подробно рассказывает  о Великом Сибирском пути,  его истории строительства, трудностях, с которыми сталкивались инженеры. В зале представлены модели, которые участвовали во Всемирной технической  выставке в Париже в 1900году. 
Модель Красноярского моста через Енисей.
 Одна из них -  мост через Енисей.  Автор проекта  Лавр Проскуряков, был удостоен Золотой награды «За архитектурное совершенство и великолепное техническое исполнение». Специальное жюри возглавлял сам Густав Эйфель, автор знаменитой Эйфелевой башни. Он высоко оценил модель Красноярского моста.
Срез  сибирской лиственницы, которой 425 лет.
Не менее любопытный экспонат - срез сибирской лиственницы, которой 425 лет. В Париже он произвел фурор.  Неужели в России растут такие многовековые деревья. И как это русские с такими деревьями справляются. Интересно, что во время блокады эта лиственница оставалась в городе. Но ленинградцы ее не сожгли.

 Представленная модель Транссибирского экспресса1910 года  дает возможность заглянуть внутрь вагона и посмотреть, как путешествовали важные персоны.  Хотя это вагоны второго класса, здесь уже  есть  и электрическое освещение, и буфеты, и туалеты. Нет, правда,  вагона-ресторана. Зато есть  фортепиано, столы с настольными играми, шашками, шахматами, даже ванная.  В таких поездах, конечно,  могли ездить только богатые.  Билет стоил около 200 руб.  Это  примерно годовой доход чиновника средней руки. Если пересчитать, то сегодня  стоимость купе бизнес - класса,  получается такой же. Как и раньше,  сегодня поезда курсируют из Москвы и Санкт-Петербурга до Иркутска. Да и по времени ехать столько же, сколько и 100 лет назад -7-8 часов.

Какими были поезда 180 лет назад

Ничто  так не соединило человечество, как железная дорога. Действительно благодаря паровозу сократились временные расстояния между странами и народами.  В 19 -начале 20 вв из Санкт-Петербурга на перекладных нужно было добираться неделю, поезд сократил время до 1 дня.


 Чем же отличаются современные поезда от тех, на которых ездили люди в 19 веке, начале 20 века.  Во-первых, в вагонах не было ни буфетов, ни туалетов, ни отделений для багажа. Во-вторых, все удобства были на станциях. В первом классе столики  застилали белоснежными скатертями, все было сервировано , накрыто,  во втором классе – обстановка поскромнее. Третий класс отличался простотой, пирожок можно было купить только через окошечко буфета. Кроме этого, зимой  поезда не отапливались. Пассажирам  стали продавать медвежьи шкуры  и кирпичи ,которые ставили к ногам для обогрева. Только в конце 19 века появилось  паровое и водяное отопление.

Не только комфортом отличались вагоны, но и цветом. Вагоны третьего класса красили в зеленый, второго-в коричневый, а первого  - в синий цвет. Когда в Советском Союзе было дано задание выпустить поезд «Красная стрела»,  с вагонов сняли верхние полки и повесили зеркала, так появилось первое СВ. В начале все вагоны были  выкрашены в темно-синий цвет. Ведь  Россия входила  в мировое сообщество, а  у всех первый класс было синего цвета. И только в 1960 году по предложению машиниста Иванова Красная стрела стала красного цвета.
28 февраля 1903 года Николай II  посетил  музей. Сохранился  стол, на котором  император писал отзыв о музее. Ему все здесь понравилось и в дар музе он передал вещи  из своей коллекции , в том числе и модель этого паровоза.
В музее  представлены  модели товарного, пассажирского паровозов. Коллекция моделей вагонов - угольных, рыбных   и др. Им 100 и более лет. Немаловажно, в то время железные дороги  были как государственные, так  и частные. Поэтому все вагоны строились  разного размера, разной грузоподъемности. Это вызывало неудобство.
Слева на  вагоне написан нормальный размер : Н.Р. 40 человек или 8 лошадей.
 В конце 19 в. Министерство путей сообщения издало  приказ о строительстве вагонов нормального размера. Нормальный размер соответствовал вместимости 8 лошадей или 40 человек.
 А вы в курсе , например, почему ширина железнодорожной колеи российских железных дорог отличается от европейских. Кто совершал путешествие в Европу, знают, что при пересечении границы меняют колеса вагонов. Оказывается ширина колеи наших дорог 1520,1522,1524мм, а европейских 1435 мм. Почему? Причин много, но одна из них  имеет стратегическое значение. Чтобы на поездах во время войны невозможно было пересечь границу.

Настоящая сортировочная станция

Центральный музей железнодорожного транспорта  считается единственным музеем с таким количеством действующих технических моделей. Их более 50.  Это не игрушки, не макеты, а модели , выполненные в точном масштабе, по ним можно изучать историю развития техники, физику.

Сортировочная станция
Так, например, в музее представлен макет механизированной сортировочной станции прошлого столетия. Прямо на ваших глазах он  оживет, при этом товарные вагоны проследуют в нужные города.  Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой ж. д. с первой механизированной горкой в стране, введённая в эксплуатацию в 1934 году. Такие станции есть и сегодня. Они необходимы для формирования поездов , идущих на большие расстояния в другие города.
Как управляют поездами сегодня, демонстрирует действующий макет электрифицированного участка железной дороги. Причем управление поездами осуществляется с подлинных пультов.  Его спроектировали студенты ЛИИЖТА. Во время демонстрации желающие могут взять на себя роль дежурного по станции или диспетчера  по приёму и отправлению поездов.
Естественно этот музей любят и школьники, и преподаватели, и студенты. Здесь изучают физику не по учебникам, а на действующих моделях. Так, например, ученикам  сложно понять принцип действия  паровой машины, не видя его,  а на ее действующей модели  можно наглядно это показать Фото. Одним из основных экспонатов этого зала является  модель первого русского паровоза , выполненного Черепановым.

Открытые фонды. Уникальная коллекция альбомов с 30000 раритетных  фотографий


Скажите, в  каком музее вы еще можете попасть в фонды. В музее железнодорожного транспорта это возможно. Облачившись в белые перчатки,  вы попадете в 19 век. Полистаете альбомы и посмотрите  уникальные фотографии 
Раритетные альбомы из фордов музея
Более 1000 альбомов содержат акварели, графику и фотоматериалы о строительстве железных дорог -  Царскосельской,  Петербургско-Московской, Транссибирской. Это не копии, а подлинные альбомы. В коллекции представлены первые фотографии , которые были сделаны прямо на стройке железных дорог. Самая первая вузовская фотолаборатория работала  в Институте путей сообщения. 
       Так выглядели первые билеты Царскосельской российской  ж. д. 1837 г.

Железнодорожный мост в Нижнем Тагиле.

Станции Николаевской железной дороги.
P.S. К своему стыду, я пришла в этот музей в первый раз. И была удивлена какое богатство хранит в себе это маленькое здание на Садовой,50.  На мой взгляд, это один из самых интереснейших музеев Петербурга, который непременно нужно посетить.                                                  
Музей работает ежедневно. Проводятся экскурсии.

Подробности узнайте  на сайте: здесь