Откройте, пожалуйста, свой заграничный паспорт и посмотрите, когда у вас
заканчивается срок действия шенгенской визы. Дело в том, что следующая ваша
виза будет биометрической, т.е. при подаче документов у вас снимут отпечатки
пальцев, а при пересечении границы с
государствами Шенгена просканируют их. Но пока срок действия вашей визы не
закончился, этого с вами не произойдет.
Согласно постановлению Европейского сообщества с 14 сентября в России вступает в силу общая
визовая информационная
система ВИС ((VIS -Visa Information Sistem ). Надо отметить, что
на всех пунктах пропуска ,сухопутных, морских и воздушных , стран шенгенского соглашения VIS будет распространяться на все страны мира
поэтапно. Следующим этапом, за Россией - с 12 октября система начнет работать - в Китае, Японии и Южной Корее, а со 2 ноября
- в Индии и Непале.
Новинкой для нас станет то, что
при подаче заявления на визу нужно будет сканировать отпечатки пальцев, причем 10 пальцев рук. Для этого необходимо будет приходить в визовый центр лично и один раз в
пять лет. При этом на визе вам поставят отметку о наличии биометрических данных в системе, т.е. значок VIS . Турагентства же могут подать заявление на оформление вашей визы только в том случае, если ваши отпечатки пальцев уже
имеются в визовой системе.
В
связи с
введением новых правил пересечения российско-финской границы на пунктах
пропуска юго-восточной Финляндии, а также на всех внешних пунктах пропуска
стран Шенгена, в Генеральном консульстве Финляндии встретились журналисты с
органами власти Финляндии.
Сразу хочу
сказать, что представители Финляндии заверили
нас, что эта мера не имеет никакого
отношения к санкциям. Внедрение
биометрических виз касается всех государств, гражданам которых необходимо
оформить шенгенскую визу для въезда в страны Шенгена. Введение биометрических виз считают они , будет
содействовать внутренней безопасности
стран ЕС, борьбе с нелегальной миграцией и облегчит пересечение границы туристам.
На мой вопрос,
как отразится введение новых визовых
правил на стоимости консульского сбора и сроках изготовления виз, начальник
визового отдела Кари Лехтонен ответил: «Консульский сбор останется прежним -35
евро, а срок изготовления биометрических
виз будет таким же, как и при изготовлении обычных виз- 3 недели.».
На встрече эксперты
рассказали нам, как будет проходить
проверка биометрических данных на финских пунктах пропуска. Чтобы российские
туристы могли заранее подготовиться к пересечению границы с проверкой
отпечатков пальцев, сотрудники Пограничной охраны Финляндии подготовили видеоролик-инструкцию для обучения населения. Этот ролик можно посмотреть на www.yuotube.com/Rajavartiolaitos .
Как обстоят дела на
российско-финской границе сегодня?
Конечно вам известно, что с
прошлого года начался активный спад пассажиропотока через российско-финляндскую
границу. Вот что по этому поводу сказал заместитель командира
пограничного отряда Юго-Восточной Финляндии, подполковник Локко Олли :
«Сокращение пассажиропотока продолжается и в этом году. Правда, последние три месяца мы
уже наблюдаем определенную стабилизацию. На международных пунктах пропуска
юго-восточной Финляндии в общей
сложности спад пассажиропотока по сравнению с прошлым годом составляет 24 % . Основной причиной
сокращения притока российских туристов,
конечно, является резкое изменение экономической обстановки, изменение валютных
соотношений между евро и рублем и это естественно оказывает влияние на потребительские способности российских граждан.
Хочу сделать
небольшой прогноз на будущее. И коротко
расскажу о том, что происходит на каждом пункте пропуска.
Международный
автомобильный пункт пропуска Ваалимаа- Торфяновка, традиционно крупнейший на
российско-финской границе, российские туристы предпочитают пересекать,
когда едут в Хельсинки, столичные
регионы или в другие страны Европы. Здесь в настоящее время пассажиропоток сократился на 21%.
.
Через пункт пропуска Нуйямаа - Брусничное россияне следуют в Лаппеенранту, или другие города Южной Карелии, чтобы
совершать в Финляндии покупки. Здесь наблюдается сокращение пассажиропотока на
20 % по сравнению с 2014 г. Самое резкое сокращение 34% происходит на
пограничном пункте Иматра - Светогорск. Полагаю,
что сокращение может быть и больше, но за счет
увеличения пассажиропотока финских туристов мы получили такую цифру. Интерес финских граждан съездить в Россию
преимущественно связан с ценой топлива на российских автозаправках.
В прошлом
году на этих трех пунктах были
установлены новые электронные системы,
которые увеличили пропускную способность . Сейчас пункты Ваалимаа и Нуйямаа
могут пропустить 6,5 млн пассажиров в год, а Иматра- 1 млн.
Что касается железнодорожного пункта пропуска Вайниккала , мы сейчас готовим проект по
расширению станции вокзала и
строительства новых помещений для пограничного контроля. Реконструкция
эта будет завершена к концу 2016 г.
Если еще посмотреть в будущее, то в короткой перспективе мы не будем наблюдать резкого увеличения пассажиропотока Финляндия - Россия.
Мы предполагаем, что в 2016 г объем пассажиров будет приблизительно таким же,
каким был в 2015 г. Не больше.
Правда, мы заметили,
что изменение курса рубля в лучшую сторону , дает положительный импульс пассажирам ездить в Финляндию. К сожалению,
такие периоды краткосрочны. В долгосрочной перспективе мы надеемся, что пассажиропоток будет
постепенно возрастать.Ежегодный рост будет составлять от 5-8 %.
Что делают финские пограничники при проверке биометрических
виз?
О том, как будет осуществляться прохождение границы по системе ВИС на пунктах
пропуска юго-восточной Финляндии нам рассказал Капитан Яни Лиикола.
Пограничники проверяют отпечатки пальцев
при въезде у всех пассажиров, у которых имеются биометрические визы. Дети до 12
лет являются исключением. Если у вас пока нет биометрической визы, вас это не
касается.
Приехав на площадку пограничного контроля на
автомобиле, пассажиры не выходят из
машины, оформление осуществляется через
окно. Пассажир передает весь пакет документов финскому контролеру. Пограничник
берет документы, открывает их , задает вопросы о цели поездки, цели пребывания
и передает через окно клиенту беспроводное устройство для считывания отпечатков
пальцев. В финской пограничной охране
было принято решение, что в целях идентификации пассажиров мы осуществляем
проверку указательного пальца правой руки и этого достаточно. Это правило
распространяется на всех участках финской границы, на все пункты пропуска.
Таким
образом, пассажир прикладывает указательный
палец правой руки на считывающую плоскость. Пограничник инструктирует пассажира,
как следует действовать с прибором. Первым проходит тестирование водитель, а затем
уже все остальные пассажиры. После проверки, пассажир возвращает устройство, а
пограничник отдает документы пассажирам,
и они следуют далее. Нужно заметить, что
проверка отпечатка пальца не исключает возможность дополнительного
собеседования с пассажиром.
Что касается пассажиров автобусов, они, как и прежде следуют в здание пункта пропусков. Там в кабине пограничного контроля и будут считываться
отпечатки пальцев.
Что происходит на морской пограничной охране
Финляндия-Россия?
Система VIS также будет использоваться на морских границах и проверка отпечатков пальцев будет осуществляться таким же образом, как и на сухопутной границе.
По мнению
начальника подразделения морской охраны капитана Йоуни Лахтинена морской пассажиропоток делится на
три типа. К первому относятся пассажиры
двух кораблей St. Peter Line .
Один из них Maria, который совершает рейс из Санкт-Петербурга в Хельсинки и Anastasia, следующий по
маршруту - Санкт-Петербург-Хельсинки -Стокгольм - Санкт-Петербург. На этих кораблях пассажиропоток сократился на
20 %.А вот пассажиропоток из Китая и Германии вырос.
Помимо этого, в
порты к Финляндию прибывают еще 260 тыс. разных других паромов, в том числе и
круизных. И третий тип , это пассажиры, которые пересекают морскую границу на прогулочных суднах в 4-х
разных морских пунктах пропуска. Что касается этих кораблей , то пассажиропоток
на них не изменился и остается стабильным.
Кроме
этого, капитан Лахтинен рассказал о пилотном проекте «Умные границы», который
стартовал в прошлом году и завершится 3
сентября этого года. Был испробован 80
раз при заходе парома в порт Хельсинки.
При этом было получено более 4 тыс.
отзывов и отзывы оказались положительными.
«Использование новых технологий и полученный опыт является
для нас важным, и мы будем его использовать далее в будущем, -отметил капитан Лахтинен, - в этом проекте были использованы новые технологии -
тестирование с помощью автоматизированных систем. При этом пассажир подходил к
автоматизированному киоску открывал
паспорт, считывал его и совершал действия, которые были указаны на табло. Данная аппаратура считывала, как
простые визы, так и визы ВИС. После этого аппарат задавал вопросы, обычно
такие же , какие задает пограничник на
пропускном пункте. Например, есть ли у Вас международная кредитная карточка?
Будете ли Вы посещать другие страны Шенгена? Далее лицо пассажира фотографировалось. Затем,
пассажир проходил к другой фотокамере, с помощью которой считывалось его лицо заново. Наконец, пограничник штамповал паспорт. К сожалению, электронных штампов пока не существует. Так
как нам было важно получить отзывы
пассажиров, то каждый из них мог оставить свой отзыв, нажав на автомате соответствующую кнопку. Например, смайлик,
если все понравилось.
Немного о нарушениях
Еще одна щепетильная тема, которую
нельзя было не затронуть на встрече, это неприятности, с которыми пассажиры
могут столкнуться на границе. О них журналистам рассказали начальник
отделения противодействия преступности майор Микко Лехмус и
главный комиссар полиции
- Илкка Пеюхия.
«Учитывая все объемы пассажиропотока в Финляндию, количество
преступлений, совершенных туристами, является небольшим. Туристы обычно
совершают преступления и нарушают правила и законы по невнимательности и по
незнанию.
Так, например, не все
российские автомобилисты знают, что
в Финляндии пьянство за рулем считается серьезным преступлением.
Преступлением является и передача автомобиля пьяному человеку. Употребление даже 2
бутылок пива перед вождением может привести к подозрению в пьянстве за рулем.
Так что, если Вы накануне употребляли напитки, были на каком-то мероприятии,
лучше полностью отказаться от транспортного средства.
Кроме этого, автолюбители должны знать, что в
Финляндии использование ремня безопасности обязательно, а дети ростом не более
135 см должны сидеть в специальных креслах. Многие россияне в пути говорят по
телефону. В Суоми это можно делать только с помощью «hand free».
Еще одно правило нарушают российские туристы. Из салона
водителя должна быть беспрепятственная видимость во все стороны. А некоторые россияне привязывали к капоту машины Георгиевскую ленточку.За это мы штрафовали водителей. Мы уважаем ваши традиции, но для нас главное - безопасность.»
Не менее интересным
был для меня вопрос таможенных ограничений. Так, например, не многие знают, что
нельзя ввозить в Финляндию мясные и мясопродукты, молочные продукты. К ним,
кстати, относится и дичь. И этот закон очень строгий. Запрещается даже кусочек
колбасы на хлебе. За нарушение этого
правила штрафуют не менее,чем на 10 - 20 евро. При этом все запрещенные продукты
истребляются.
В конце встречи представители Финляндии пожелали российским
туристам счастливого пути и беспрепятственного пересечения границ.
Чего и я вам желаю!
-