Чудо отпуск: Рабы любви в Таллиннской Ратуше.

Рабы любви в Таллиннской Ратуше.

0 коммент.


    Когда приезжаю в Таллинн, ноги сами несут меня в Старый город, к Ратушной площади. Несомненно, самое притягательное и загадочное место для меня здесь – Ратуша.  Во-первых, она единственная, сохранившаяся в Северной Европе в готическом стиле. Во-вторых, отсюда в течение 700 лет управляли городом, здесь вершились судьбы людей, судьба страны. Сегодня  каждый из нас может войти сюда, увидеть шедевры искусства и даже  раскрыть некоторые тайны истории.  На этот раз мое внимание привлекли  старинные деревянной резьбы массивные  скамьи в самом главном зале Ратуши - магистрате. Что за сюжеты на них изображены?

      Если внимательно осмотреться, то можно заметить, что  зал украшает множество произведений искусств в виде символов. Одни олицетворяют мораль, мудрость, другие честность и справедливость. К таким символам относятся и сюжеты, изображенные неизвестным художником на средневековых магистратских или ротманских скамьях. Кстати,  это самые старинные предметы мебели в Ратуше. На их боковинах мы можем увидеть пример самой ранней эстонской светской резьбы по дереву,  второй половины 14 в.

    Вдохновленный самой популярной средневековой легендой, автор изобразил любовную историю рыцаря Тристана и королевы Изольды,  предупреждая ратманов о хитрости и неверности женщин. А на боковине скамьи изображен великий философ античности Аристотель в виде коня, на котором восседает красавица Филлида. Эта тема получила распространение в 14 в. в Западной Европе, но в Северной Европе встречается весьма редко. Что же  объединяет античного философа Аристотеля и   Тристана, представляющего рыцарскую средневековую  культуру?  Этих  мудрых мужей объединяет то, что они лишились своей силы, чести, разума и достоинства  не в силах противостоять женским чарам.И таким образом стали "рабами любви" Здесь речь идет о человеческих слабостях и злоупотреблениях ими.   Самым популярным примером губительной любви стал античный греческий философ Аристотель, не сумевший противостоять прелестям прекрасной Филлиды.

История Аристотеля и Филлиды.
   История получила известность в 13 в. благодаря  стихотворному повествованию французского трубадура. А источники этой истории вероятнее всего кроются, в Индии и арабских странах, где философские произведения Аристотеля усердно переводились и исследовались. Оттуда они в 13 веке вернулись в Европу. В арабском мире была широко известна история о визире султана, который позволил прекрасной женщине очаровать себя настолько, что позволил ей кататься  на себе верхом.

       Филлида здесь выступает в разных версиях либо женой, либо любовницей Александра Македонского, требующей от правителя столько времени и внимания, что у того не хватает времени на занятия государственными делами. Аристотель призывает Александра к порядку и предупреждает его об опасностях любви. Молодой повелитель слушает его. Но прекрасная Филлида вскоре выясняет, что причиной охлаждения Александра к ней стал его учитель Аристотель. Женщина решает отомстить Аристотелю, соблазнив его.         Красавица распускает волосы, надевает украшения и идет соблазнять Аристотеля под окно, исполнять танец соблазна. Аристотель видит очаровательную женщину, и в нем просыпается эротическое вожделение. Он признается Филлиде в своей страсти и приглашает женщину к себе. Филлида обещает выполнить его просьбу, но прежде Аристотель должен доказать свою любовь и исполнить небольшой каприз Феллиды.  Пусть философ встанет на колени и послужит для Филлиды скакуном. Аристотель для удовлетворения своей страсти готов на все.  Тогда Филлида седлает ученого, надевает на него узду и садится верхом. Она хватает поводья и просит Аристотеля некоторое время скакать по саду. Песня Филлиды служит для Александра Македонского сигналом, позволяющим ему стать свидетелем этой поразительной картины. Как же действия учителя могли войти в такое противоречие с его учением? Ответ Аристотеля  является моралью этой истории: если подобный мне старый и мудрый философ не в состоянии противостоять чарам женщины и любви к ней, то какую же опасность представляет женщина для молодого мужчины.
Умный мужчина и глупая женщина в Средневековом искусстве.
Известно, что эта история стала популярной темой проповеди священников, как пример покорения светской мудрости и земной любви. Философ Аристотель-символ человеческого разума и мудрости превратился в жертву своих животных инстинктов. Поэтому изображение Аристотеля и Филлиды столь популярно в церквях: на капителях колонн (собор в Лионе) и монастырь Кадуин во Франции., на скамьях для хора  в Руане, а также на гобеленах (Доминиканский монастырь во Фрайбурге)
Пикантность этой истории состоит в том, что Аристотель женщин считал не только физически слаборазвитыми, но и существами, у которых отсутствует аналитическое мышление. Согласно Аристотелю женщина создана для того, чтобы подчиняться, а мужчина - править. История с Филлидой переворачивает это утверждение с ног на голову, как в прямом, так и переносном смысле. Оседлание, значит власть и управление
Во французском языке   слово «сhevalier» в переводе   означает всадник. Рыцарь с копьем и мечом верхом на лошади. Это аллегория мужской физической силы, в том числе и сексуальной. Помимо перестановки история еще высмеивает седовласового мудреца.
    Так что не мудрено, что история Аристотеля и Филлиды представлена на шкатулках из слоновой кости для драгоценностей дворянских  дам, в которых сохранялась тайна того, в чьих руках на самом деле власть.
   Эта история является сюжетом для  нидерландских художников, украшающих  сосуды для воды 14 и15 в.в, как для практических целей, так и для развлечений.
Гобелен в Ратуше Регенсбурга и кафель печи в Базеле, разумеется, предназначались для ратманов, предупреждая отцов города от влюбленности и ее последствий, против которых бессильны  даже самые старые, самые достойные и самые мудрые. Например,  на гобелене Ратуши Регенсбурга над изображением Аристотеля и Филлиды надпись в стихах « здесь едет глупая женщина верхом на мудром мужчине».
       Если в раннем Средневековье признавалась только  любовь к Господу, то в 11 веке рыцарская литература привнесла  романтический образ любви между мужчиной и женщиной. В центре ее была красота и физическая привлекательность женщины, которая превращала рыцаря в покорного слугу дамы сердца.  Так рыцарская культура перевернула с ног на голову  образ мышления Средневекового общества, согласно которому мужчина правил, а женщина служила ему. Наряду с этим, а быть может в противовес ей, в литературе, а затем и в искусстве вошла в моду другая тема, которая высмеивала или в зависимости от авторов, среды, публики - предостерегала мужчин от женских чар, превращавших его в раба любви. В пример ставились самые отважные, самые сильные и самые мудрые мужи – образцы добродетели  - из Ветхого Завета, античной истории, рыцарской литературы.
     Все эти деятели присутствуют на скамьях Ратуши. К ним добавляется еще одно из главных действующих лиц  Ветхого Завета - царь Давид, который хотя и освободил свой народ от филистимлян (символом чего стала борьба Давида с Голиафом), но лишился царской чести и достоинства, поскольку не сумел противостоять телесному обаянию Вирсавии - жены своего полководца Урии.
     Помимо Давида,  «Рабами любви» в Ветхом Завете  выступает праотец Адам, впавший в грех, будучи соблазненным Евой, и царь Соломон, который стал поклоняться языческим богам сотен своих жен, отвернувшись тем самым от истинного Бога. Из античной истории после Аристотеля любимым героем является величайший поэт Рима Вергилий.