Чудо отпуск: Достопримечательности пригородов Петербурга. Финская архитектура.

Достопримечательности пригородов Петербурга. Финская архитектура.

0 коммент.

 Авторы : Юрий Балаценко и Наталия Бархатова. 
В окрестностях Санкт Петербурга Карельский перешеек, пожалуй, занимает особое место. Расположенный между Финским заливом Балтийского моря и Ладожским озером, он не только удивительно живописен, но и обладает богатейшей историей. Многие выдающиеся люди, имеющие мировую славу, такие как художники И.Е.Репин, В.А.Серов, писатель Л.Андреев жили и творили на территории перешейка. На Карельском перешейке сохранилось достаточно много исторических построек как гражданских, так и культовых, принадлежащих различным конфессиям. 

Среди различных церквей, переживших Революцию и военное лихолетье, выделяются три лютеранские кирхи небывалой красоты и изящества, построенные в стиле национального финского романтизма. Была и четвертая, но ее развалины, оставшиеся после Зимней войны 1939-1940  были окончательно уничтожены в 1965 году. От красивейшего собора остались только немногочисленные фотографии.

Церковный архитектурный стиль  Стенбека

Все эти соборы были возведены по проектам знаменитого финского архитектора Йо́зефа Даниэля Сте́нбека 1854-1929 гг. Они расположены в разных частях Карельского перешейка, но их объединяет красота и монументальность. Для строительства церквей были выбраны живописные места. Они стали высотными доминантами населенных пунктов. На первый взгляд Кирхи чем-то похожи друг на друга, но вместе с тем имеют много отличий, как внешних, так и внутренних. Первая из них была  возведена в поселке Куолемаярви , ныне Красная Долина, в 1902 г. Вторая - в  городе Койвисто, ныне Приморск в 1904 г. Третья – в поселке Терийоки, теперь Зеленогорск в 1908 г и последняя в поселке Ряйсяля - Мельниково в 1912 г.
Йозеф Стенбек родился в семье приходского священника на территории Великого Княжества Финляндского, входившего в состав Российской Империи. Инженерное и архитектурное образование он получил в Хельсинки и в Штутгарте (Германия). Происхождение из религиозной семьи предопределило основное направление его деятельности как архитектора. В период с 1891 по 1928 гг в  Великом Княжестве Финляндском Стенбеком было построено 35 лютеранских церквей. Его творения разбросаны по всей современной Финляндии, а три собора находятся на российской территории. Стенбек считается самым плодовитым церковным архитектором Финляндии. Из всего обширного наследства Стенбека только две церкви не дожили до наших дней – одна в Финляндии и одна в России.
Собор в Миккели

В своем творчестве Стенбек опирался на финский национальный романтизм.  Основным материалом, который использовал архитектор при строительстве зданий,  был гранит, иногда песчаник или другие виды камня. Большинство его церквей построены из красного кирпича, немногие - из дерева, например, неоготическая церковь  в Хейнявеси. А собор города Миккелли – является самым ярким примером неоготики из кирпича.
   Необходимо отметить, что наиболее характерные черты  стиля Стенбека
проявляются  в церквях, построенных из камня. Немаловажное значение при выборе этого строительного материала он придавал его дешевизне по сравнению с другими конструкциями и долговечности. Каменные постройки могут жить до 400 лет. В некоторых творениях Стенбека  стили национального романтизма и неоготики сливаются воедино, образуя своеобразный «стиль Стенбека», который в 1910-х гг. стал господствующим стилем церковной архитектуры Финляндии.

Кирха Святой Марии Магдалины в Койвисто – Koivisto, ныне  Приморск


  В стиле национального романтизма Стенбек построил церковь и в Койвисто в 1904 г. Выполнена она была из красного гранита, в форме креста. Ее высота достигала 60 метров.
Витраж "Христос и четыре ангела


 Внутренне убранство Кирхи было украшено  оконными витражами. Один из них «Христос и четыре ангела» финского художника Леннарта Сегерстроле,  другой –«Павел и Петр» мастера Лаури  Вялке. Праздничную атмосферу храма  создавали  большие, позолоченные люстры, а также большая фреска "Тайная вечеря",  написанная женой архитектора Анной Стенбек. 
Орган в церкви Койвисто

Император России Николай II подарил церкви деньги на постройку 31-регистрового органа. В настоящее время судьба органа не известна.
 К великому сожалению, после Зимней войны 1939-1940 гг вся внутренняя обстановка храма была уничтожена. На месте органа была сложена кирпичная будка для кинопроектора.
Вместо органа киобудка
В кирхе в течение года работал кинотеатр.  Здесь же проводились собрания переселенцев, которые приехали в Койвисто после войны с Финляндией. После занятия города финскими войсками в 1941 г, финны отреставрировали церковь и вновь открыли кирху. Но после завоевания Карельского перешейка советской  армией в 1944 г, храм снова превратился в кинотеатр.
Церковь сегодня 
    В настоящее время  в соборе Койвисто, ныне  Приморска, размещаются организации, в том числе Краеведческий музей. А во времена СССР  Приморск был закрытой зоной. Попасть в город можно было только по специальным пропускам. Поэтому лишь немногие могли полюбоваться великолепным собором. Сейчас же все желающие могут посмотреть  творение Стенбека и посетить Краеведческий музей.

Кирха Преображения Господня в Терийоки – Terijoki – ныне  Зеленогорск.


Приходская кирха Терийоки была  построена Стенбеком  в 1907-1908 гг . Здание храма с высокой колокольней, являясь образцом северного модерна или финского национального романтизма,  гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Основной материал, который использовал архитектор при строительстве собора  гранит. Стены храма  были отделаны штукатуркой и окрашены в желто - кремовый цвет. Церковный алтарь украшала картина художника Илмари Лауниса «Снятие Спасителя с креста». На хорах располагался большой двенадцати регистровый орган, изготовленный на заводе Е. Ф. Васкера в Вюртенберге. Два церковных колокола были отлиты в Германии. Следует отметить, что на большем колоколе был начертан куплет из Национального гимна Финляндии.
Рядом с кирхой была устроена большая площадь, на которой проводились национальные и религиозные праздники, а также военные парады. В 1921 г на ней был воздвигнут памятник "Терийокскому герою" – в память всех погибших в годы Гражданской войны в Финляндии. Мирная жизнь в Терийоках продолжалась до осени 1939 г. В октябре  1939 г финскими властями была объявлена всеобщая эвакуация населения. Последнее богослужение прошло в церкви в ноябре 1939 года. В ходе Зимней войны кирха пострадала, но незначительно. В церкви, оказавшейся на советской территории, оставались орган, колокола и алтарная картина. После окончания войны колокольню кирхи начали разбирать. На одном из снимков того времени уже отсутствует шпиль. Окна-витражи над входными дверями были замурованы и изменена внутренняя планировка.

 К зиме 1940-41 гг колокольня была полностью разобрана. В здании церкви, где была прекрасная акустика, был открыт кинотеатр «Победа». 
Осенью 1941 г финские войска возвратились в Терийоки. К тому времени колокольня собора была уже снесена, орган, колокола и алтарная картина – исчезли. Церковь вновь подверглась перепланировке с тем, чтоб в ней можно было проводить богослужения. Регулярные службы в кирхе возобновились с сентября 1941 г и продолжались до конца мая 1944 г, когда в кирхе была проведено последнее богослужение.  Финский полк, участвовавший в занятии Терийок, подарил церкви новую алтарную картину, которая была написана художником Эли Яатиненом.  На ней был изображён Христос, усмиряющий бурю.
После окончания Великой Отечественной войны  не только изменилось название города. Терийоки превратились в Зеленогорск. В здании кирхи разместился кинотеатр «Победа». Здесь проходили различные зрелищные мероприятия до 1996 г. Но в 1998 г собор вернули приходу ингерманландской лютеранской церкви. Сразу после этого начались восстановительные  работы. Было вывезено кинооборудование и отремонтирован алтарь. На балконе установили электронный орган. В 2001 г прошли реставрационные работы, была воссоздана колокольня храма.иК 2007 г кирхе Преображения господня был полностью возвращен первоначальный внешний  вид. Внутреннее убранство финны постепенно восстанавливают. Сегодня кирха охраняется государством, как  памятник культурного наследия.

Кирха в поселке Ряйсяля ––Мельниково.

  
Последним творением Стенбека на Карельском перешейке стала кирха в поселке Ряйсяля. Она была построена на Церковном холме в 1912 г.  Предыдущая кирха сгорела от удара молнии летом 1910 г. Спасены были только некоторые предметы внутреннего убранства храма. Кирха была выполнена из местного гранита в стиле «национального романтизма». Строительный камень привозили  из Тууласкоски, где велась его разработка.  Фундаментом кирхи стала пологая природная гранитная скала. Внутренние стены были возведены не только  из кирпича, но и железобетона. Над долиной реки Вуоксы вознеслась 37-метровая колокольня. Она составляла единое целое с основным зданием храма. Центральный зал обладал исключительными акустическими свойствами, а его внутренний интерьер украшали и освещали пять великолепных люстр. Они были спасены во время пожара в старой церкви. Полы храма были частично изготовлены из бетона, а частично из асфальта,  а входные двери были обиты медью.
В 1913г в соборе был установлен 25-регистровый орган, изготовленный на фабрике в Кангасала. Позднее количество регистров было увеличено вдвое. Художник Экман написал для алтаря  картину «Иисус благословляет детей своих».  В настоящее время картина вместе с двумя  колоколами находятся в финском приходе Кокемяки. Великолепный орган был утрачен уже после Зимней войны. Кирха в Ряйсяля меньше собора в Приморске, но не менее монументальна и красива.В советское время церковь, как это обычно бывало, использовалась как кинотеатр.

Кирха в поселке Куолемаярви  – Красная долина, поселок Пионерское.


Если кирха в Ряйсяля  последняя работа финского художника на Карельском перешейке, то кирха, построенная в  им в 1902 в поселке Куолемаярви – была самой  первой.  Возведенная из дикого  камня в стиле национального романтизма,  она заменила  старую церковь из дерева. На колокольне, составлявшей единое целое с храмом, были водружены три колокола. Украшал церковь 19-регистровый орган.   Во время Зимней войны храм пострадал. Был проломлен церковный купол. Верхушка колокольни и один угол кирхи были разрушены. Внутреннее убранство кирхи полностью выгорело. История этой церкви поистине драматична.


 После Великой Отечественной войны на территории церкви и прилегающего кладбища, был организован пионерский лагерь от ленинградского завода им. А.А.Кулакова. Кладбище сровняли с землей бульдозерами. Руководство пионерского лагеря, чтобы избежать несчастных случаев с детьми, которые постоянно лазили в развалины, обратилось за помощью  к воинской части в поселке Каменка, которая  шефствовала над лагерем. Военные сапёры взорвали уцелевшие стены в 1965 г.  К счастью, остались фотографии, сделанные В.Поляковым в 1964 г, которые показывают, как выглядел храм. В конце 1990-х годов на камнях гранитного фундамента церкви была установлена памятная доска.Так печально закончилась история первого творения Й.Стенбека на Карельском перешейке.
Николай Рерих, которого особенно привлекала северная природа и ее неповторимая первозданность, чувствовал, что именно тут, «в озерах неожиданных», среди «валунов мохнатых» еще живет прекрасная народная сказка. И воплощением этой сказки явились храмы, созданные по проектам талантливого финского архитектора Йозефа Стенбека.