Не секрет, что выставка итальянского
художника Амедео Модильяни, открывшаяся в центральном музее столицы Финляндии в октябре 2016 г, до сих пор производит фурор среди петербуржцев. Только для того, чтобы посетить ее, жители
Петербурга специально едут в Хельсинки. А петербургская
турфирма «Эклектика» даже организует однодневные туры в Атенеум. Это не удивительно! Во-первых, работы
Модильяни не представлены в Петербурге, даже в таком
музее, как Эрмитаж их нет. Во-вторых, это крупнейшая ретроспективная выставка художника-модерниста, а в Финляндии она проходит впервые. Представляете, картины, карандашные наброски, скульптуры для экспозиции, а их на выставке 83, собирали по всему миру. В Хельсинки экспонаты привезли из Лувра, Музея
современного искусства метрополии Лилля, Центра Помпиду, Тель-Авивского музея
изобразительных искусств, а также из
частных коллекций. Надо сказать, что ценность выставки не только в том, что она знакомит с творчеством одного яз ярких художников - модернистов А.Модильяни, выставка раскрывает мир, в котором жил художник, рассказывает о его друзьях, покровителях, музах и о трагической судьбе .
Модильяни, прожив всего 35 лет, не дождался мирового признания и умер в нищете. При его жизни
прошла лишь одна персональная выставка, наделавшая много шума. Парадокс! А совсем недавно
в 2015 г работа Модильяни «Лежащая обнажённая» была продана на Christie’s за
рекордную сумму в 170 миллионов долларов.
Модильяни. Лежащая обнаженная |
С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ
Амедео Модильяни родился в итальянском городе Ливорно провинции Тоскана в еврейской семье. Отец будущего художника занимался
торговлей углем и деревом, но в год рождения Амадео он обанкротился. Постигать
основы искусства А.Модильяни начал в родном городе в мастерской скульптора Габриэле
Микели. В 1902 г переехав во Флоренцию, стал заниматься в «Свободной школе
рисования обнаженной натуры» при Флорентийской Академии художеств. А в 1903 г, перебравшись в Венецию,
Амедео Модильяни учился в
«Свободной школе обнаженной натуры» Венецианского Института изящных искусств. Посещение
музеев Рима, Флоренции и Венеции оказало влияние на его становление как
художника. Прожив в Венеции три года,
молодой художник переезжает в Париж в 1906 г.
Модильяни. Александр.
В столице Франции Модильяни брал уроки в «Академии
живописи Коларосси». Но по свидетельствам современников, творить он предпочитал
в кофейнях. Несмотря на слабое здоровье, в первые парижские годы он работает
почти круглые сутки, создавая в день по 150 эскизов.Множество рисунков он просто делает на салфетках.
Впервые Модильяни выставил свои работы на «Осеннем салоне» 1907 г. В следующем году он выставил 5 своих произведений в «Салоне независимых». Если первые произведения художника парижского периода, как считают искусствоведы, близки к графике Тулуз-Лотрека, то после знакомства в 1907 г с Паблом Пикассо, он попадает под влияние его творчества.
Впервые Модильяни выставил свои работы на «Осеннем салоне» 1907 г. В следующем году он выставил 5 своих произведений в «Салоне независимых». Если первые произведения художника парижского периода, как считают искусствоведы, близки к графике Тулуз-Лотрека, то после знакомства в 1907 г с Паблом Пикассо, он попадает под влияние его творчества.
Модильяни, Пикассо и Салмон.1916 г |
ПОКРОВИТЕЛИ И ДРУЗЬЯ МОДИЛЬЯНИ
Весной 1907 г Модильяни поселился в доме молодого врача Поля Александра. Он стал первым покровителем Модильяни. Александр покупал его рисунки и картины. 450 графических работ художника и 25 живописных составили коллекцию врача.
Модильяни. Поль Александр |
Дружба доктора
Александра и Модильяни продлилась семь лет. В 1914 г П.Александр, уходя в
армию, расторгнул контракт с художником.
В 1914 г началась Первая мировая война. Модильяни на военную службу не взяли из-за слабого здоровья. Он остался в Париже вместе с небольшой группой художников. Модильяни и его друзья П. Пикассо, Хуан Грис, Хаим Сутин и Моисей Кислинг были в те годы завсегдатаями кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Это была богема Парижа. Тогда же у Амадео появляется новый покровитель - владелец художественной галереи и коллекционер Поль Гийом и работы художника выставляются в его галерее.
В это же время Амадео пишет портреты своих друзей Пикассо, Сутина, Ж.Липшица, Кислинга и многих других. Необходимо отметить, что Модильяни никогда не делал портретов на заказ. Художник писал только тех людей, которых хорошо знал. Его портреты выразительны и острохарактерны, но при этом в них полностью отсутствует мимика.
Еще один друг Модильяни- художник Леопольд Сюрваж. Он переехал из России в Париж в 1908 г , а в 1911 г познакомился с Модильяни. Когда Амадео написал портрет друга, тот его спросил "Почему на портрете только один глаз? На что Модильяни ответил "Потому что одним глазом ты смотришь на окружающий мир, а вторым в самого себя.
Этот же прием Модильяни использует во многих портретах, в том числе и в автопортрете. Одним глазом он погружен во внутренний мир. Такой трагической фигурой в образе Пьеро видел себя Модильяни.
Л.Зборовски, полюбив творчество художника, был одним из немногих, кто понял ценность творений Модильяни еще при его жизни. Он активно занимался продажей картин мастера, но желающих их купить было не много.
Известо, что в жизни у Модильяни было три женщины, три музы. Весной 1910 г Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их романтические отношения продолжались до августа 1911 г. Художник создал множество рисунков поэтессы. Как пишет Ахматова в своих воспоминаниях, художник подарил ей 16 графических портретов. К сожалению, на выставке графические портреты Ахматовой не представлены.
В 1914 г началась Первая мировая война. Модильяни на военную службу не взяли из-за слабого здоровья. Он остался в Париже вместе с небольшой группой художников. Модильяни и его друзья П. Пикассо, Хуан Грис, Хаим Сутин и Моисей Кислинг были в те годы завсегдатаями кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Это была богема Парижа. Тогда же у Амадео появляется новый покровитель - владелец художественной галереи и коллекционер Поль Гийом и работы художника выставляются в его галерее.
Модильяни. Моисей Кислинг |
Еще один друг Модильяни- художник Леопольд Сюрваж. Он переехал из России в Париж в 1908 г , а в 1911 г познакомился с Модильяни. Когда Амадео написал портрет друга, тот его спросил "Почему на портрете только один глаз? На что Модильяни ответил "Потому что одним глазом ты смотришь на окружающий мир, а вторым в самого себя.
Модильяни. Сюрваж. 1918 г. Собственность и гордость музея Атенеум. |
Этот же прием Модильяни использует во многих портретах, в том числе и в автопортрете. Одним глазом он погружен во внутренний мир. Такой трагической фигурой в образе Пьеро видел себя Модильяни.
Модильяни. Автопрортрет. 1915 |
Моисей Кислинг познакомил Модильяни с польским поэтом и торговцем
предметами искусства Леопольдом Зборовски. Поэт и его жена взяли художника под
покровительство, поселив в своей квартире. Всячески поддерживая художника, Зборовски получил исключительные права на его работы. По его заказу Модильяни в период 1916—1917 г. г написал около 30 полотен обнаженной натуры.
Модильяни. Зборовски. |
3 декабря 1917г Л.Зборовски организовал первую и последнюю персональную выставку работ Модильяни в галерее Берты Вейль. Из 32 полотен и набросков художника было продано 2 рисунка. Выставка проработала всего несколько часов и была закрыта по требованию полицейских, возмущенных видом обнаженной натуры на картинах, выставленных Модильяни. Галерея была расположена напротив полицейского участка.
МУЗЫ МОДИЛЬЯНИ
Наибольшую известность художнику принесли женские портреты. По мнению специалистов, они оказали огромное влияние, как на изобразительное искусство, так и на мир моды. Его живописные работы легко узнаваемы. Художник стремился создать новую концепцию красоты - длинные шеи, покатые плечи и миндалевидные глаза.Модильяни. Женщина в синем.1918 г. |
Известо, что в жизни у Модильяни было три женщины, три музы. Весной 1910 г Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой. Их романтические отношения продолжались до августа 1911 г. Художник создал множество рисунков поэтессы. Как пишет Ахматова в своих воспоминаниях, художник подарил ей 16 графических портретов. К сожалению, на выставке графические портреты Ахматовой не представлены.
В этот период Модильяни бредил Египтом. Он с Ахматовой
посещает в Лувре египетский отдел. В поисках идеального образа человека художник
увлекается африканскими мотивами. Увлечение масками и скульптурой африканских
народов, сыграло важную роль в формировании индивидуального стиля А.Модильяни. Именно отсюда удлиненные образы и миндалеевидные глаза.
В июне 1914 г Модильяни знакомится с поэтессой и журналистской Беатрис Гастингс, которая, работая в Париже обозревателем английской газеты «The New Age», описывала общественную жизнь города. Про знакомых художников, среди которых был Модильяни и Хаим Сутин, она писала в своей газете, что они употребляют алкоголь и наркотики. Став спутницей Амедео более чем на два года, она стала его излюбленной моделью. Чей облик он запечатлел на 14 портретах.
Модильяни .Женщина с бархатной лентой. (Портрет Беатрис) |
Модильяни. Сидящая обнаженная фигура с рубашкой. (Жанна Эбютерн).1917 год |
В 1918 г Амадео
вместе с Жанной, супругами Зборовски и Хаимом Сутиным покинули Париж из-за постоянных
бомбежек и угрозы вторжения немецких войск. Они переехали на Французскую
Ривьеру. В Ницце 29 ноября 1918 года родилась
дочь Модильяни и Эбютерн. Родители назвали ее в честь матери Жанной. Считается,
что в Ницце было самое счастливое время в жизни Модильяни.
Жанна Эбюртен |
В мае 1919 г художник возвращается в Париж. Узнав, что Жанна
вновь ждет ребенка, Модильяни решает на
ней жениться. Они дают друг другу обещания и клятвы. Целый стенд выставки посвящен этому. Но свадьбе не суждено было состояться. В конце 1919 г художник заболел и скончался в
одной из парижских клиник 24 января 1920 г от туберкулёзного менингита.
На следующий день Жанна Эбюртен, находясь на девятом месяце беременности,
покончила жизнь самоубийством, выбросившись из окна. Оставшуюся сиротой
маленькую Жанну взяли на воспитание мать и старшая сестра Модильяни. Амедео был похоронен на еврейском участке
кладбища Пер-Лашез, а через 10 лет после гибели Жанны, её останки были
захоронены в соседней могиле.
Всемирная слава пришла к Амедео
Модильяни только после смерти. Современники так и не
поняли его творчество. В настоящее время его работы украшают коллекции
главных музеев мира. Самая обширная коллекция произведений Модильяни приналежит частному коллекционеру Роже Дютийлю, оан и стала основой ретроспективной выставки в
Хельсинки.
В квартире коллекционера Роже Дитюйля |
У вас еще есть шанс увидеть эту уникальную выставку. Она продлится до 5 февраля 2017 года. Турфирма "Эклектика" организует экскурсии в Хельсинки в музей Атенеум 4 февраля, мест осталось немного.
Контакты:Эклектика. Санкт-Петербург, Невский пр.,44, 5 этаж,офис ;
www.eclectica.ru Т:(812)570-61-67, 710-46-77,710-46-77
Часы работы выставки в 2017 году: вт, пт с 10:00 до 18:00 | ср, чт с 10:00 до 20:00 | сб, вс с 10:00 до 17:00
| пн – выходной – понедельник
Входной билет
обычная цена 15 € | льготная цена 13 € | до 18 лет – вход бесплатный |
обычная цена 15 € | льготная цена 13 € | до 18 лет – вход бесплатный |