Чудо отпуск: Две жемчужины Балтийского побережья. Об усадьбах «Пенаты» и «Харьюла» Юрий Балаценко.

Две жемчужины Балтийского побережья. Об усадьбах «Пенаты» и «Харьюла» Юрий Балаценко.

1 коммент.
Имения «Пенаты» и «Харьюла»  появились в начале 20 в. примерно в одно и то же время на территории бывшего Великого Княжества Финляндского и принадлежали двум незаурядным людям, которые оставили после себя огромное художественное наследство.

Юрий Балаценко, ст. научный сотрудник музея-усадьбы "Пенаты"
Усадьба  «Пенаты» принадлежала великому русскому художнику Илье Ефимовичу Репину,
. И.Е. Репин.Автопортрет
     а  «Харьюла», знаменитому финскому скульптору и художнику барону                             Эмилю   Герману Роберту Седеркройтцу.
Барон Седеркройтц в своем имении

 Имения разделяет расстояние примерно в 800 км. Оба  находятся вблизи или почти на берегу Балтийского моря. «Пенаты» расположены на Карельском перешейке, на самом юге бывшего Великого Княжества, а «Харьюла» на юго-западе Финляндии, недалеко от Ботнического залива. Сегодня  эти усадьбы -  музеи мирового уровня. Это стало возможным, во-первых, потому, что их владельцы были выдающимся представителями творческой элиты России и Финляндии. А во-вторых, потому, что и Репин, и Седеркройтц еще при жизни задумывались над тем, чтобы их имения были преобразованы в мемориальные музеи.
Я получила огромное наслаждение от посещения двух усадеб,  но чтобы рассказать вам о них я встретилась с моим другом, сотрудником  музея – усадьбы «Пенаты» Юрием Балаценко и взяла у него интервью. Юра по образованию историк, востоковед и журналист, а еще великолепный рассказчик и  истинный  знаток Репина и Седеркрейтца.
Н.Б. Юра, мы достаточно хорошо знаем  художника Репина, но практически ничего не знаем о  бароне Седеркройтце.
Ю.Б. В отличие от Репина Эмиль Седеркройтц происходит из старинной дворянской семьи. Он родился в 1879 г в имении своего отца «Койлио» в провинции Сатакунта на западе Финляндии. Родоначальником семьи баронов Седеркройтц, имевшей шведские корни, был губернатор одной из провинций Швеции. В баронское достоинство его возвела королева Швеции Ульрика-Элеонора.  Поместье «Койлио» ко времени рождения Эмиля, уже более ста лет принадлежало семейству Седеркройтцев.
По настоянию родителей, после окончания школы Эмиль начал изучать юриспруденцию в Университете Хельсинки. Прослушав там ряд курсов и успешно сдав экзамены, он продолжал изучать право, но душа его тянулась к занятиям искусствами.
Один из самых известных финских художников, кстати, друг И.Е.Репина, Альберт Эдельфельд  сумел убедить родителей Седеркройтца изменить их твердое убеждение, что молодой Эмиль должен стать юристом. Они, по совету Эдельфельда, позволили Эмилю поступить на курсы скульпторов при Финской Академии Художеств. Проучившись в Хельсинки некоторое время, начинающий скульптор отправился в путешествие по Европе.  Первые годы обучения Седеркройтц провел в столице Бельгии Брюсселе, продолжив учебу в Риме, где он познакомился с искусством античных скульпторов. Завершающим штрихом его художественного образования стал Париж, где у него была собственная студия. Считается, что Седеркройтц стал первым финским импрессионистом в скульптуре, включавшим в скульптурные образы  предметы из повседневной жизни.
Н.Б. Работы Ильи Репина  можно увидеть в Русском музее, Третьяковской галерее и во многих других музеях мира, а где можно увидеть работы Седеркройтца?
Ю.Б. Сегодня изваяния финского художника знает практически каждый житель Хельсинки. Самая известная из них монумент «Материнская любовь»,  который украшает  небольшой сквер напротив Ботанического сада в. Бронзовая композиция кобылы с жеребенком была приобретена городскими властями у автора за 95 тыс. финских марок. Считается, что эта покупка была совершена по предложению маршала Маннергейма.. Произведения барона украшают не только столицу, но и другие города Финляндии. Его любовь к земле, работе на ней и орудиям сельского труда нашли свое отражение в таких скульптурных композициях, как «Боронильщик» установленный в городе Пори и «Пахарь» в городе  Харьявалта.


Кроме скульптуры и живописи барон прославился еще и как один из лучших в Европе вырезальщиков силуэтов из черной бумаги, искусства чрезвычайно модного на рубеже 19-20 веков. Начав вырезать из черной бумаги силуэты в возрасте 5-6 лет, Седеркройтц пронес любовь к этому необычному искусству через всю свою жизнь. Он иллюстрировал силуэтами как свои собственные книги, так и книги других авторов, финские газеты и журналы, книги для детей. Финские искусствоведы считают, что «в искусстве силуэта он был настолько оригинален, что его произведения трудно сравнивать с какими-либо другими работами, хотя некоторое соответствие можно найти в японской гравюре на дереве».
Н.Б. Сейчас «Пенаты» и  «Харьюла» разделяет государственная граница. А в то время имения находились в одном государстве. Возможно, что  эти два выдающихся художника  встречались когда-нибудь?
Ю.Б. Илья Репин и Эмиль Седеркройтц посвятили всю свою жизнь творчеству. Это были чрезвычайно разносторонние личности. Их объединяла любовь к искусству, оба они были великими тружениками. Поэтому жизненные  пути этих художников просто  не могли не пересечься. А произошло это так.
В 1920 г Репин был удостоен высшей награды молодого государства «Орденом Белой Розы» 2-ой степени. В музее «Атенеум» была открыта выставка его работ, а сам художник  был приглашен в Хельсинки на организованный Финским Художественным Обществом торжественный ужин в его честь, который прошел в «Народном Доме» . Стол был накрыт на 35 человек, и в процессе празднества к его участникам присоединился генерал Маннергейм.  Банкет собрал за праздничным столом практически всю творческую элиту Финляндии  - художников, скульпторов, поэтов, писателей, музыкантов, композиторов и общественных деятелей. Среди приглашенных был и уже широко известный к тому времени скульптор барон Эмиль Седеркройтц.
Возвращаясь домой, в Куоккалу, Илья Ефимович решил запечатлеть на полотне для будущих поколений этот момент. В результате появилась картина «Финские знаменитости». Это одна из последних больших работ Репина была подарена им музею «Атенеум». Репин не причислял себя к финской творческой элите, хотя финны вполне осознано и закономерно считают Илью Ефимовича не только выдающимся русским художником, но и финским, так как 30 лет творческой жизни мастера прошли на территории Финляндии.
 Н.Б. Юра, скажи, а тебе  известна история приобретения, строительства этих усадеб? Почему вдруг и Репин и Седеркройтц решили купить имения?
Ю.Б. Поскольку творческие успехи художников шли в гору, у них появилась возможность приобрести имения. Так, Илья Ефимович в 1891 г купил имение «Здравнево» в Витебской губернии . А позже в 1899 г смог приобрести  небольшое имение в деревне Куоккала, расположенной примерно в 50 км от Санкт Петербурга. Оно было куплено на имя гражданской  жены Репина -Натальи Борисовны Нордман.  Имение получило название «Пенаты» в честь древнеримских богов – хранителей домашнего очага. То, что усадьба была куплена на деньги Репина, держалось в секрете до момента ухода Натальи Борисовны из жизни.  Считалось, что Репин живет на ее даче. В письме Илья Ефимович объяснил свой поступок, написав, что сделал он это «…из боязни, чтобы по моей смерти ее не выселили мои наследники, я перевел на ее имя «Пенаты». Имение в момент приобретения представляло собой кусок заболоченного леса в 2 га с небольшим финским домом. Но благодаря Репину земля превратилась в замечательную усадьбу.
Усадьба Пенаты в 1913 г.
    Строительные работы в «Пенатах» были завершены к 1912 г. Построенный с использованием народных мотивов особняк больше походил на терем из русских волшебных сказок, чем на обычный загородный дом.  Уникальность дома состояла, прежде всего, в том, что «в своей конструкции он почти на две трети состоял из стекла. Застеклены были не только веранды и возвышающиеся над ними остроконечные башенки, но и потолок на первом и втором этажах и даже крыша». Обилие стекла создавало живописцу возможность работать при естественном освещении на протяжении всего светового дня.
Мастерская художника

    К этому же времени были завершены работы по благоустройству парка, и усадьба предстала во всем своем своеобразии перед многочисленными гостями Репина и Нордман.
Артезианский колодец глубиной 72 м, вырытый  на берегу пруда, стал последним сооружением усадьбы. Назвали его «Посейдон».  Каждое утро и вечер Репин выпивал 8 глотков  этой воды.
Нужно заметить, что работы по возведению усадеб Репина и Седеркрейтца завершились практически одновременно, хотя в усадьбе И.Е.Репина они начались почти на десятилетие раньше, заняв гораздо больше времени.  Когда Седеркройтц вернулся на родину, перед ним встал вопрос, где поселиться. Так как родовое имение досталось не ему, а старшему брату , он стал подыскивать себе подходящее имение. Такое место барон довольно быстро нашел в провинции Сатакунта, недалеко от тех мест, где он родился. В усадьбе «Харьюла» все постройки выполнялись исключительно по чертежам и замыслам барона. «Деревянный дом Седеркрейтца был артистически-художественного стиля. Простой и изысканный, идеально подходящий к окружавшему его хвойному лесу, напоминал старинные дворянские усадьбы  западной Финляндии с анфиладой комнат, обставленных скульптурами, картинами коврами и древними артефактами.
Белая гостиная Седеркрейтца
Создавалось впечатление некоего музея, хотя атмосфера дома была не музейной, а прекрасно соответствовала характеру и стилю жизни хозяина.  
При оформлении интерьеров  Седеркройтц  использовал как финские народные традиции, так и образцы старинной европейской и даже античной культуры. 
Вся обстановка и мебель в доме были или антикварной или созданы местными краснодеревщиками по старинным образцам. Ковры, покрывавшие стены и полы соответствовали по цвету и выделке остальным предметам убранства. Диваны были обтянуты старинной парчой, выписанной из Рима.
Н.Б. Во время революции и войны усадьбы здорово были разрушены?
Ю.Б.  В феврале 1918 г усадьба Седеркройтца попала в зону боевых действий финской Гражданской войны. Отряды Красных финнов разграбили поместье и уничтожили скульптурные работы барона, которые там находились. Позднее он восстановил и отреставрировал обстановку и живопись, но скульптуры погибли безвозвратно. Необходимо отметить, что к счастью для всех почитателей таланта  Э.Седеркройтца, Вторая мировая война обошла стороной поместье барона, оставив его в неприкосновенности, чего не скажешь о «Пенатах», сгоревших в 1944 году.
 Н.Б. Как же складывалась дальнейшая судьба имений? Как и когда были открыты усадьбы для посещения?
Ю.Б. Официально музей в усадьбе «Харьюла»  возник несколько позже, чем в «Пенатах», то есть только после кончины барона в январе 1949 года. Но уже в 30-е годы Седеркройтц  начал систематизировать свои многочисленные коллекции и готовить усадьбу к тому, чтобы позже она была превращена в музей. В начале 30-х годов 20 в Э.Седеркройтц полностью посвятил себя музейной работе и превращению своей усадьбы в музей. В одной были собраны орудия труда, применяемые в сельском хозяйстве. В другой  - ковры, домотканные ткани, рыбачьи лодки, плетеные корзины и предметы конской упряжи и сбруи.
Библиотека Седеркрейтца
Сегодня музей-усадьба Э. Седеркройтца «Харьюла» расположенный в живописном месте между городами Турку и Пори хорошо известна в Западных районах Финляндии. Огромное собрание его экспонатов составили, как скульптура и живопись самого Э.Седеркройтца, так и  то, что было собрано бароном за долгую жизнь. По своей полноте эта удивительная коллекция не имеет аналогов в других музеях Финляндии. Музей состоит из мемориальных жилых помещений, обставленных старинной мебелью. По стенам гостиных и библиотеки развешаны коллекции европейской живописи и ковров.
Голубая гостиная
Обширному собранию картин и прикладного искусства, находящемуся в усадьбе, может позавидовать любой государственный музей. В отдельном помещении хранятся его собственные скульптурные работы. В «Храме духа земли» располагается уникальное собрание вещей, относящихся к жизни и нелегкому труду финских крестьян. И имение дошло до сегодняшнего зрителя таким, каким его оставил потомкам барон Э.Седеркройтц.
В «Пенатах» после смерти Репина, хотя и не было музея, но старшая дочь художника Вера Ильинична в те же 30-е годы показывала всем желающим мастерскую Репина. По завещанию Н.Б.Нордман, составленному в 1910 году, в случае ее смерти, усадьба «Пенаты» становилась пожизненной собственностью Репина, а потом переходила в собственность Академии художеств. Репин обнародовал это завещание после смерти Натальи Борисовны в 1914 г перечислил 30 тыс. руб. Академии художеств на содержание усадьбы.  Революция, Гражданская, а позднее «Зимняя война»  между СССР и Финляндией, не коснулись имения Репина. Куоккала была занята передовыми частями Красной Армии в первый же день войны. Усадьба Ильи Ефимовича не пострадала, что дало возможность открыть в ней музей сразу после войны.  В марте 1940 г в соответствии с мирным договором Государственная граница СССР была перенесена за город Выборг. Поселок Куоккала, как и весь Карельский перешеек, перешел под юрисдикцию сначала СССР, а впоследствии России.
Как только война была завершена, в имении «Пенаты» начались работы по скорейшему открытию мемориального музея И.Е.Репина.
Артезианский колодец
В парке были вырублены старые деревья, восстановлен артезианский колодец «Посейдон», в самом доме Ильи Ефимовича также были  проведены небольшие реставрационные работы. Торжественное открытие Музея-усадьбы И.Е.Репина состоялось 18 июня 1940 года.  
Сразу же после открытия, новый мемориальный музей на берегу Финского залива, стал пользоваться большой популярностью среди почитателей таланта Репина. В первые два месяца работы, его посетило более 40 тысяч человек.  Спустя год, после открытия Музея-усадьбы И.Е.Репина «Пенаты», началась Великая Отечественная война. Правда, все ценное, что было в музее, уцелело, несмотря на то, что усадьба была уничтожена в 1944 г во время наступления Советской армии. После начала войны картины, рисунки, мебель и другие мемориальные вещи из усадьбы были эвакуированы в Ленинград в подвалы Академии Художеств, и хранились там вплоть до нового открытия музея в 1962 г. Самые крупные экспонаты, которые не представляли большой художественной и исторической ценности, остались в имении и сгорели вместе с домом.
Так выглядела усадьба в 1944 г.
            Летом 1944 г после окончания боев на Карельском перешейке было установлено, что все постройки на территории усадьбы И.Е.Репина разрушены и сгорели. В том же году праздновалось 100-летие со дня рождения великого русского художника. Правительство СССР в ознаменование юбилея Репина, несмотря на продолжавшуюся войну,  приняло решение о восстановлении Музея-усадьбы.
После того как были разобраны развалины дома, остался только фундамент. Воссоздание велось по многочисленным фотографиям, сделанным как при жизни Ильи Ефимовича, так и после его смерти.1962 г.
Столовая со знаменитым круглым столом
Всего в доме Репина восстановлено десять комнат. Второе открытие музея в «Пенатах» состоялось в июне














1 comment

12 февраля 2015 г. в 22:35

Отличный материал. Захотелось туда поехать. Булькеня

Reply
Отправить комментарий