Чудо отпуск: Итальянцы в Петербурге.Прямо из Венеции.

Итальянцы в Петербурге.Прямо из Венеции.

0 коммент.

    Встреча с Италией для меня всегда праздник!  От счастья голова кружится, когда соприкасаешься с  шедеврами итальянской архитектуры, живописи, скульптуры, музыки. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Верди, Рафаэль… Этот список кажется можно продолжать бесконечно. Особое место в ряду шедевров занимает кинематограф.  Тонино Гуэрра, Феллини, Анна Маньяни, Виттторио де Сика,  Адриано Челентано, Джина Лолобриджида  и конечно, Софи Лорен.
Давиде Феррарио и Марко Спаньоли
          

Документальный фильм об этой гениальной актрисе был представлен на фестивале в Петербурге, где были показаны  зрителям итальянские киноленты с Международного венецианского кинофестиваля. Благодаря этому наш город на 5 дней превратился в Венецию.
     Надо сказать, что Венецианская выставка кинематографического искусства  проводится с 1932 г. Здесь представляют кинокартины, созданные режиссёрами  всего мира и в самых разных художественных формах. Венецианский кинофестиваль состоит из нескольких конкурсов. В Главном конкурсе принимают участие не более 20 фильмов, никогда ранее не демонстрировавшихся и не участвовавших в других фестивалях. Лучшему из них присуждается приз «Золотой лев», выполненный в форме исторического символа Венеции.
    Фестиваль в нашем городе « Из Венеции в Петербург» проходит уже в четвертый раз. На церемонию открытия, 6 марта, приехали Генеральный консул Италии в Санкт-Петербурге – Леонардо Бенчини,
 директор Итальянского инситута Редента Маффеттоне, а также известные итальянские режиссеры Марко Спаньоли и Давиде Феррарио. 
     Программа фестиваля началась с показа художественного фильма «Удивительный юноша» режиссера Марио Мартоне .  Это фильм о трагической жизни удивительного итальянского поэта 19в. Джакомо Леопарди. Режиссер рассказал о поэте как о гении, который находится в плену своих философских противоречий. Будучи очень больным человеком, Джакомо мечтал о любви и счастье, но так и не встретил ни того, ни другого.
Умер глубоко несчастным человеком, хотя и  признанным поэтом. Фильм был встречен итальянской критикой неоднозначно. Но  итальянским зрителям, как впрочем и питерским, картина понравилась.
   На следующий  фестивальный день были представлены документальные ленты Марко Спаньоли «Женщины легенды. Софии рассказывает о Лорен» и фильм Давиде Феррарио «Суп дьявола».
После просмотра фильма режиссеры встретились со зрителями и журналистами и ответили на их вопросы. Итальянцы сумели создать такую атмосферу свободы и диалога, как будто это  происходило в Венеции.

 Сегодня документальное кино занимает хорошие позиции. Рейтинги фильмов-биографий лидируют. Это свойственно для итальянского кино  тоже?

Давиде Феррарио: Очень радостно , что  сегодня не только большие фильмы могут проделать такой путь из Венеции, но и документальные. Действительно документальные фильмы-биографии пользуются популярностью в Италии и  это движение развивается.   Я бы сказал , что в настоящее время между документальным и художественным фильмом нет различий. Я думаю, что посредством  документальных фильмов мы будем развивать наш  современный кинематограф.

Марко, почему вы сняли фильм именно о Софи Лорен. Есть же еще одна великая итальянка  - Джина Лолобриджида?.
Марко Спаньоли: Во-первых,  меня  попросили об этом. Я уже много лет сотрудничаю с американским каналом и с итальянским каналом Sky. Во-вторых, в этом году Софи Лорен исполняется 80 лет, и создан этот фильм к ее юбилею. В фильме я использовал архивы, в которых рассказывается о самых важных моментах профессиональной и личной жизни актрисы. Чтобы стать великой – она прошла трудный путь совершенствования от бедной девочки из Неаполя .
Кадр из фильма "Софи рассказывает о Лорен"
 Над ее образом была проведена огромная работа. Кстати,  Софи Лорен видела этот фильм, приняла его и разрешила к показу. Даже показ в Петербурге проходит только с ее разрешения. Показ без ее разрешения совершенно невозможен.  А что касается  Джины Лолобриджиды, мне очень хочется снять такой фильм и я надеюсь, что меня попросят об этом. Несколько лет назад я создал фильм об Анне Маньяни в Голливуде.  А сейчас  работаю над фильмом  об еще одной женщине-легенде- итальянской певице.

 Дэвиде Феррарио, лауреат премий многих фестивалей, в том числе премии «Дон Кихота» на Берлинском кинофестивале привез фильм «Суп дьявола», рассказывающий о развитии промышленности Италии в период с 1900 по 1970 годы. В это время получили развитие компании Fiat, Olivetti, Режиссером показана эпоха индустриализации страны. Эпиграфом и главной мыслью фильма стал эпиграф «Какой бы вред не нанес прогресс природе, но в любом случае это движение вперед".
Кадр из фильма "Суп дьявола"

Давиде Феррарио: Италию очень многие представляют и знают, как страну Fashion индустрии. Я хотел показать ее другую сторону -  промышленную Италию. Поэтому я привез фильм под названием "Суп дьявола Например, как зарождался завод Fiat,компания Olivetti. . Я хотел показать, что прогресс, достигнув своей  вершины, все превращает в кошмар, а люди превращаются в бездушные машины.
Итальянское кино изменилось? Какие проблемы сегодня решает  итальянский кинематограф?
Давиде ФеррариоСегодня перед итальянскими кинематографистами стоят сложные задачи. Итальянское общество изменилось. Раньше итальянцы все время эмигрировали и уезжали за границу. А сейчас, наоборот, многие иностранцы  едут в Италию. Это нас,  итальянских режиссеров ставит  в затруднительное положение. Мы хотели бы говорить о современном итальянском обществе. Но в представлении многих людей итальянский кинематограф – это Феллини, Софи Лорен. В изменившихся условиях невозможно снимать такие фильмы. Это выглядело бы так, если бы  нас попросили снимать снова и снова фильмы о Советском Союзе. Так что это большая проблема снимать сейчас современное кино для нас и понятное для иностранцев. Тем не менее, мы все время пытаемся. В Италии много талантливых людей. И в прошлом году Оскар выиграл фильм  Паоло Соррентино «Великая  красота» Это как раз образец того, как можно создать современный фильм, перемешав его немного с традициями Феллини.Я уверен, что мы в самом начале пути. Я надеюсь , что в будущем итальянское кино поймут.
Ваше мнение о российском кино?
 Давиде Феррарио: Мы в Италии не очень много смотрим российское кино. К примеру фильмы, которые стоят на афишах этого кинотеатра, мы ничего не знаем. Возможно, мы видели киноленты актеров и режиссеров, которые показывали на кинофестивалях. Последний фильм, который я видел, это Левиафан. Этот фильм очень популярен за рубежом. Кроме этого , мы все ждем новые фильмы Сокурова. Мы любим фильмы Тарковского , Эзейнштейна.

Марко Спаньоли: Как написано в моей биографии, я состою в  Европейской Академии «Оскар»и вхожу в жюри этой академии. Я занимаюсь организацией фестиваля,  журналист и конечно, в  мою работу входит просмотр фильмов. Я очень люблю русское кино и считаю , что по своим традициям, оно очень близко итальянскому  . Мне нравится фильм, который я знаю с детства, это Солярис. Великолепный фильм, он входит в десятку лучших. Я часто встречаюсь с российскими актерами и совсем недавно я виделся с актером  Алексеем Гуськовым, который снялся в фильме «Концерт» у режиссера Раду Михэйляну. Это совместный фильм итальянцев, русских, румын, бельгийцев и французов. Кроме того, я считаю, что русские актрисы очень красивые. Я очень люблю Ольгу Куриленко и Ксению Рапопорт.

Так ли сегодня популярно итальянское кино, как и раньше  и не произошел ли отток зрителей в сторону телевизионных фильмов?

Давиде Феррарио : Конечно,  ТВ-сериалы по популярности сегодня  превосходят кино.   Но это совершенно два разных мира. Существует немного режиссеров, которые бы работали и в большом кинематографе и на ТВ одинаково успешно. Еще более интересные вещи происходят с актерами. Те, которые популярны в телесериалах, совершенно бесполезны в кино. Не потому что они не талантливы, а просто, потому что они не привлекают никого в кинотеатры.    Знаете ли вы актера Луку Зингаретти? Он безумно :популярен из-за телесериалов, в которых играет. Но если его пригласить сниматься в фильме, этот фильм не соберет денег. Поэтому его никто не позовет  сниматься в большое кино.
    Очень интересный феномен- комедийные  актеры. Комики, которые участвуют в телевизионных развлекательных программах, снимаясь в кино и играя самих себя, пользуются огромных успехом. Надо сказать, что революция телесериалов в Италии еще не началась. Телевизионные фильмы идут только по 2-ум каналам. В Италии нет кабельного ТВ, но есть Sky-канал  c операторами. Этот канал воспроизводит очень известные и хорошего качества телесериалы. Один из них, возможно,  вы знаете, под названием  «Гоморра», созданный по книге Роберто Севьяно. Через месяц выйдет в эфир фильм 1992. Он посвящен политике Италии конца прошлого века. Мир меняется и мы вместе с ним. Я думаю, что современные телесериалы сейчас играют такую же роль, как когда-то играли романы.  Сегодня  писатели пишут книги  специально для телесериалов. Всем известно имя писателя телесериала  «Имя Розы»с Шоном Конери  - Эко Умберто , который был снят 20 лет назад.У кино другая роль- роль рассказчика.

Какие позиции сегодня занимает итальянское кино в Италии и в мире?

Марко Спаньоли: Итальянское кино очень популярно и в Италии и в мире. Мы конечно не выпускаем блогбастеры и это зависит от финансирования.  Сегодня большие проблемы в кинематографе Европы и Америки. Америка после Джорджа Буша испытывает трудности в выборе зарубежных фильмов. Я думаю, вы знаете. Бернардо Бертолуччи. Так его фильм «Последнее танго в Париже» был запрещен в Америке. Не совсем,  конечно. Были  поставлены ограничения по возрасту. Но те фильмы, которые удалось привезти в Америку, имели огромный успех сначала в США, затем во всем мире.Я знаю, в России очень любят итальянское кино.  Между Россией и Италией давно подписано соглашение о сотрудничестве в области кинематографии. Многие итальянские фильмы снимались в России. Гуэрра  много снимал в России. Вы хорошо знаете  Мастрояни, Челентано и других актеров.

 Господин Леонардо, а Вы смотрите  телесериалы и русские фильмы? Как вы оцениваете их?
 
Генеральный консул Италии в СПБ Леонардо Бенчини и директор киноцентра  Великан-Парк Константин Гончаров
Леонардо Бенчини: К сожалению, у меня нет времени на телесериалы. Я редко смотрю, но стараюсь.Считаю , что русское кино играет важную роль  в мире. У России большая история. Мне нравится очень фильм «Десять зим».Это совместный фильм Италия-Россия.  Его действие  происходит в Москве и в Венеции. Очень красивый видовой фильм.Кто не видел, посмотрите.
Сейчас в Италии выходят фильмы о войне?
 Давиде Феррарио: В Италии вышел  российско-итальянский фильм «Итальянцы-молодцы». Этот фильм о Второй мировой войне.Я не думаю, что сейчас в Италии большой интерес к истории. И если и есть какое-то историческое событие, о котором помнят  в Италии сегодня, то это годовщина Первой  мировой войны.  Италия вошла в войну в 1915 г, а Россия в 14 г. В этом году вышел фильм режиссера Эрманна Ольми, который называется «Зазеленеют луга»». Это фильм о Первой мировой войне. Очень важно, что этот фильм был создан  режиссером, которому больше 80 лет. Ленту  показали в 100 странах мира. Итальянская история полна проигрышей, трагедий, разрушений. Но после падения  Италия возрождается. Непонятно, зачем нам так низко падать, чтобы подняться снова. Видимо такова наша природа.

Вы когда-нибудь встречались с Тонино Гуэрра?

Марко Спаньоли: Я был последним человеком,  который провел интервью с  великим Гуэрра. Это было три года назад, но  встреча с маэстро мне запомнилась на всю жизнь. Я позвонил Тонино,  чтобы договориться об интервью. На другом конце провода  услышал : «Приходите завтра, часов в 6». «Но вы же вечером уезжаете,-возразил я. « Я говорю, приезжайте в 6 часов утра,»- услышал я в ответ. Гуэрра тогда проживал в отеле в центре Рима.Мы приехали со звукорежиссером, оператором. Тонино торопился, был зол и пожелал съемки провести в холле, сказав при этом, что ему нравится, когда вокруг люди. Мимо  нас проходила группа русских туристов. Они его узнали, стали с ним фотографироваться, брать автографы. У нас не было ни малейшего шанса взять интервью и провести съемки. Это было кошмаром. Но Тонино Гуэрра, когда прощался со мной, сказал  мне  очень важную вещь: « Спаньоли, запомни «кино- это присутствие». После этого он увидел своего  знакомого, они обнялись и пропали из вида.

Нет ли у вас желания снять фильм  о русской мафии?
     Давиде Феррарио:  На самом деле в итальянских фильмах присутствует русская мафия, правда, эпизодически. Я бы сказал, что в Италии высокая конкуренция между мафиозными группировками. Кроме итальянской  есть  албанская, китайская мафии. Русская мафия пока  представлена в меньшинстве.
       Во время  производства фильма «Гоморра» о неаполитанской мафии  произошло несколько скандальных  случаев. Во-первых, чтобы провести съемки   фильма в некоторых местах, пришлось заплатить мафии. Ведь они контролируют территорию.Во-вторых, в этом фильме снимались  люди, которые были членами мафии. И после окончания съемок, их посадили  в тюрьму.
Это все традиционное кино, а что такое нетрадиционное итальянское кино?
Давиде Феррарио:  Некоторые  режиссеры выбирают себе трудный путь. Их картины имеют успех на международных  кинофестивалях, а в прокате они не пользуются популярностью. Но для здоровой кинематографии нужны и те и другие фильмы.Когда встречаются в одной точке  два человека, один из которых  автор, который зарабатывает деньги, а другой - режиссер, которому деньги не так важны. Для него главное  рассказать свою историю. Получается нетрадиционное кино.
 Итальянским кинематографистам не приходит в голову рассказать  о трагических событиях в центре Европы. Может быть, у вас есть желание снять фильм о событиях в Киеве, о  крушении боинга?  Американец Оливер Стоун взялся за это. А итальянцев это тревожит? Что думают об этом итальянские документалисты, журналисты.

Давиде Феррарио: . Я снял об этом фильм  под названием « Улица Леви» 10 лет назад.  Главный герой, чтобы вернуться домой в Турин проходит трудный путь по территории бывшего Советского Союза. Этот путь был полон пыток и лишений.  Когда мы приехали во Львов снимать фильм мне рассказали историю о том, как был убит украинский певец украинцами , которые говорили на русском языке. После этого убийства в городе начались беспорядки.Об этом я тоже рассказал в фильме.  Центром этой проблемы как раз являются события, которые сейчас происходят. Совместное проживание на территории Украины украинцев - западенцев, украинцев и русских украинцев. Я не очень верю в фильмы, которые снимаются на пике проблемы, которые тебе немедленно объясняют причины конфликтов. Лучше искать объяснения до того, как это случилось. Лучше заранее предвидеть их. То, что происходит сейчас, имеет старые корни.

 P.S. Встреча  эта длилась 2 часа, а вопросов становилось все больше и больше.Уходить не хотелось,настолько она была интересной и доброжелательной. 

                                                     


 Как говорят итальянцы, arrividerci