Чудо отпуск: Финские портреты. Анна Кортелайнен, писатель. «Я вспоминаю город, в котором никогда не жила».

Финские портреты. Анна Кортелайнен, писатель. «Я вспоминаю город, в котором никогда не жила».

0 коммент.
Финские портреты. Анна Кортелайнен, писатель.
«Я вспоминаю город, в котором никогда не жила».

Чтобы лучше понять страну, нужно прикоснуться к ее культуре, ее истории. Маршал Густав Маннергейм, композитор Ян Сибелиус, архитектор Сааринен, художник Аксель Галлен-Каллела . Эти имена уже давно стали визитной карточкой Финляндии. Их портреты запечатлены на картине Ильи Репина, что находится в  музее Атенеум, «Финские знаменитости». А много ли мы знаем писателей, художников, которые живут и работают сегодня в стране Суоми?  Чтобы мы познакомились с  ними поближе, Генеральное консульство Финляндии  в Петербурге организовало цикл литературных встреч. Первая встреча петербуржцев состоялась с известной финской писательницей Анной Кортелайнен. Она поделилась   своими мыслями, душевными переживаниями, связанными с городом Выборгом. 

            Анна Кортелайнен, известный финский писатель, историк, искусствовед, доктор философии. Ею написано и опубликовано в Финляндии 20 книг. Среди них самая популярная «Вирджиния» - об истории молодой женщины, которая позировала известному финскому художнику Альберту Эдельфельту.
              Несколько лет назад Анна приехала в Выборг. Почему финскую писательницу заинтересовал этот город? Во-первых, потому что там ее корни, прадеды были русскими и жили когда-то в Выборге. Во-вторых,  она хотела написать роман о своем деде, Рейно, которого, к сожалению,  никогда не видела. Он родился в 1906 г. в Выборге, а умер в 1964 г в Стокгольме. Но им не удалось встретиться, Анна родилась  спустя 3 месяца
 после смерти деда. Свой роман «Ничья страна» Анна  посвятила  Рейно  и написала его под впечатлением Выборга. «Когда фантазии переплетаются с реальными событиями, рождаются образы, - говорит Кортелайнен.

            «Хотя мой родной город - Хельсинки, в Выборге, я чувствую себя очень комфортно. Этот город мне подходит. Люблю его таким, какой он сейчас есть. Правда, чувствую себя в нем немного чужестранкой. Эта роль мне нравится, потому что  дает мне возможность смотреть на город отстраненно. При этом я испытываю некоторую грусть. С одной стороны, как и для многих финнов, которые здесь жили, Выборг для меня - это боль. С другой стороны, это город, в котором я никогда не жила, но знаю его по воспоминаниям. По каким? Я вспоминаю жизнь, которой никогда не жила. Здесь прошлое переплетается с моими фантазиями»

               Анна не только писатель, она исследователь и историк. Для нее Выборг  наполнен следами минувших эпох, отметинами прошлого. Эти эпохи, как пласты истории наложены друг на друга. Если один из пластов убрать, обрушатся все остальные. «Выборг для меня чем-то похож на Берлин, мне кажется, что  это тоже разделенный  город. Но разделен он не вертикальной стеной, а  горизонтально пластами эпох».  Так, в средние века Выборг был частью Шведского королевства. В  18 в. город, как и вся Южная Финляндия,  стали частью Российской империи. В 1917 г после обретения независимости Финляндии Выборг стал финским городом и вторым по величине после Хельсинки. В 1940 г., когда Финляндия потерпела поражение в Зимней войне, Выборг был присоединен к Советскому Союзу. Затем он был отвоеван, но в конце 44 г, финны снова потерпели поражение и на этот раз потеряли не только город, но и Карельский перешеек.
 Этот факт был особенно трагическим и больным для тех, кто вынужденно покинул Выборг в те годы. «Эти следы эпох, как шрамы на лице города», - говорит Анна.
     Война  изменила  лицо города.  Улицы  стерли свои названия. Так, например, нынешняя Ленинградская улица, раньше называлась Александркату, затем Карельская и Маннергейма. Уничтожены и разрушены многие здания.  Старые гранитные ограды церквей и некоторых домов  до сих пор хранят  выбоины от обстрелов. О независимой Финляндии сегодня напоминают руины богаделен, в которых когда-то жила ее прабабушка Анны Кортелайнен с 1921 по 1923 г.г. Это был тяжелый период для Финляндии. В выборгских  богадельнях в то время жили бедные слои населения, которые не могли о себе позаботиться - больные,  одинокие женщины  с детьми, инвалиды, психически больные люди. Этих зданий даже сейчас нет на карте. 
        Свою вторую выборгскую книгу Анна хочет написать о бедных людях. Она так говорит об этом: « у людей, проживающих в Выборге между Первой и Второй мировыми войнами, осталось какое-то ностальгическое чувство, как о золотом, счастливом, идеальном времени. А я хочу показать другую сторону жизни. На самом деле  не все люди были счастливы там. Наше сознание способно превозносить утерянное, наделять его  теми чертами, которых у него не было. Выборг для многих современных финнов - это некие Помпеи, где каждый камень  обостряет воспоминания прошлого. Прошлое-это всегда потери и утраты. Но прошлое нужно прощать. Оно нам не подчиняется и живет своей жизнью.
         В конце встречи, Анна рассказала о своем еще одном будущем романе. Однажды она наткнулась на статью в газете, которая была опубликована в 1943 г. одним офицером, любителем-ботаником. Он писал о новых растениях, которые внезапно начали расти на развалинах зданий во время  военных перемирий. «Как у растений этого ботаника у меня есть корни, но  я не могу их погрузить в землю, это воздушные корни, как у орхидей. Но они не умирают, а впитывают все, что им нужно из воздуха.
.
    От себя мне хочется добавить, жаль, что романы Анны Кортелайнен не переведены на русский язык.