Чудо отпуск: Финские знаменитости. Ян Сибелиус. К юбилею композитора.

Финские знаменитости. Ян Сибелиус. К юбилею композитора.

0 коммент.


      30 мая в Большом зале Филармонии  симфонический оркестр города Лахти даст концерт, посвященный 150-летию со дня рождения Яна Сибелиуса.


В этот день прозвучат  симфоническая поэма «Сага», шесть юморесок для скрипки с оркестром и третья симфония Сибелиуса. Затем оркестр отправится в международное турне по городам Японии, Австрии, Китая и Центральной Европы. А в сентябре концерты пройдут на родине композитора, в городе Лахти, на фестивале Сибелиуса. Сага - самое сильное симфоническое произведение композитора. Впервые оно было представлено публике в 1893 г. Однако это произведение не было вдохновлено Калевалой. Как впоследствии писал сам Сибелиус: «…истоки вдохновения были в другом. Здесь выкристаллизовалась вся моя молодость. Это сочинение - отражение моей души. Ни в одном произведении я не выразил себя так полно».
  
Максим Венгеров в Большом зале Филармонии Санкт-Петербурга
 Не менее интересный концерт, посвященный юбилею Сибелиуса,  уже прошел в Санкт-Петербурге. Гениальный скрипач Максим Венгеров исполнил первую редакцию Первого скрипичного концерта Сибелиуса. Мало кто знает, что играют всегда вторую редакцию этого концерта, которую композитор создал в 1905 г. Первая, написанная ровно 110 лет назад, отличалась большей сложностью в техническом плане. Она стала известна миру только в 1991 г, когда наследники Сибелиуса позволили Леонидасу Кавакосу один раз сыграть концерт и сделать одну его запись. 
      На самом деле произведения Сибелиуса  не так просты для восприятия. Их невозможно понять и полюбить, ничего не зная о судьбе композитора.

Туомас Кимберг в Генеральном консульстве Финляндии в Санкт-Петербурге
 О творческой жизни, противоречиях, истории создания произведений Сибелиуса нам рассказывает  руководитель проекта «Юбилейный год Сибелиуса», Туомас Кимберг.
Почему в своем творчестве Сибелиус обратился к финскому эпосу Калевала
    Последним произведением Сибелиуса стала симфоническая поэма Тапиола, навеянная Калевалой. В финской мифологии  Тапио  - это лесное  божество. Тапиола же для Сибелиуса -  лесная страна, своего рода аллегория Финляндии. Для иностранных слушателей, которые не знают финского эпоса, Сибелиус написал стихотворение, которое поясняет смысл произведения. Это стихотворение об удивительном загадочном лесе, где и живет тот самый Тапио, Божество леса. Написал это произведение Сибелиус, когда уже прожил большую часть своей жизни. После этого произведения он прожил еще 30 лет, но уже ничего не писал. Таким образом, он завершил некий круг  период  своего творчества.             Тема Калевалы  была для Сибелиуса важной темой в  творческом пути. Еще в детстве,  играя с мальчишками или делая что-то своими руками, Ян фантазировал и создавал различные мифические образы.  Вдыхая запах мха, он представлял лес, шум деревьев и пение птиц.
      Друг Сибелиуса, рассказывал, что у Янне, так звали  будущего композитора в детстве, была очень богатая фантазия. Именно в лесу его фантазии обретали свободу. Лес для него был полон летающих эльфов и духов. Он мог долго сидеть, наблюдая за закатом солнца. Лес - для маленького Сибелиуса был воплощением сказочности этого мира. Его всегда волновала и вдохновляла природа. Когда он с друзьями ходил на прогулки, то  что-то напевал, затем бежал домой и импровизировал звуки. Кроме этого, Ян был очень чувствительным ребенком,  его настроение могло  быстро меняться. Иногда его что-то радовало, приводило в восторг, но неожиданно на него могла напасть глубокая печаль.
Вундеркинд или фантазер?
В очень раннем возрасте у Яна сформировалась внутренняя потребность к свободе и независимости. Посещение школы для Сибелиуса было всегда мучением. И хотя он не очень охотно  делал уроки, со школьной программой справлялся  хорошо. В старших классах его заинтересовали классические языки. Он читал в подлинниках Гомера и Горация. Интересовался поэзией того времени, финской поэзией, в частности Рунеберга м и Топелиуса. Это было его любимое чтение. Что касается музыки, то в детстве Сибелиус не отличался какой-то гениальностью. Честно сказать, вундеркиндом он не был. Но начал заниматься музыкой лет с пяти и  проявил небольшие способности, даже пробовал писать какие-то музыкальные сочинения. Надо сказать , что такие же способности проявляли его братья и сестры. Затем Янне начал заниматься на фортепиано. Сначала не очень регулярно, но впоследствии более систематично.  К 10 годам у него появились уже небольшие сочинения в частности «Капельки воды» для скрипки и  виолончели. Такие попытки  не воспринимались никем серьезно. Но в 14 лет Ян начал заниматься скрипкой. И это  полностью  его изменило.  Посещение школы стало еще тяжелее и мучительнее. Он  много занимался и  мечтал о карьере скрипача-виртуоза. Например, мог пойти на какой-нибудь берег озера, сесть на камень и играть часами, совершенствуя свое мастерство. Конечно такие занятия дали свои плоды.
     Вскоре Ян стал участвовать в домашних ансамблевых концертах.  Сестра  Линда играла на фортепиано, а брат Кристиан  -  на виолончели. В 16 лет в библиотеке школы Ян нашел книгу Адольфа Маркса «О  музыкальной композиции» на немецком языке. Книга его очень заинтересовала. Основательно изучив ее, Ян, таким образом, самостоятельно постиг основы музыкальной композиции.  Но он не мог дальше  совершенствоваться в композиторском мастерстве, поскольку не было  возможности. Кроме этого, он уже окончил  школу, сдал итоговые экзамены и  должен был продолжить обучение. Конечно же семья хотела чтобы сын  получил приличную профессию. Поэтому Ян  поступил учиться на юридический факультет Хельсинкского  университета.
Мечты сбывается
Но кроме музыки Сибелиуса ничего не интересовало. В 1884г в возрасте 18 лет, он написал  первую сонату «Ла –минор». Это первое  крупное его произведение. Конечно, в этом сочинении видно  влияние на Сибелиуса венских классиков, европейской танцевальной музыки. Но  на тот момент  он был исключительно композитором самоучкой и  вполне естественно, что в его музыке слышались тенденции и влияние других композиторов. На следующий год, в середине 80-х годов 19 в, он поступил учиться в музыкальное училище Хельсинки.
          Ректор училища  Мартин Вегелиус  взял Сибелиуса под свое покровительство.   Он обучал его гармонии, теории музыки, полифонии, и очень скоро заметил, что молодой человек обладает особым талантом. Именно поэтому преподаватель от него очень многое требовал. И когда видел, что Ян недостаточно качественно выполнял задания, то весьма жестко оценивал его работу.  В 1889 г. Сибелиус уехал в Берлин, чтобы продолжить  обучение.  Теперь его  преподавателем  стал Роберт Каянус. Но Сибелиус вел переписку с  Вегелиусом и жаловался на нового преподавателя. На что Мартин ему писал: « Все твои музыкальные фантазии  ни один нормальный человек выдержать не может и  это  твоя «ахиллесова пята». Пока  ты не способен отличить истинное золото от того, что просто блестит. Поэтому пока ты учишься, тебе  нужна жесткая дисциплина.  И только когда ты отшлифуешь свое мастерство, сформируешься, тогда  и только тогда ты сможешь писать то, что захочешь».       
Встреча со своей будущей женой
В конце 80-х годов Сибелиус познакомился с семьей Ярнефельтов. Генерал Александр Ярнефельт был сначала  губернатором губернии Куопио, затем Ваасы. Кроме того, он был горячим поклонником финской культуры и везде где бы  не работал, начинал с того, что  переименовал все чужеродные  названия на финские. Конечно в этом доме говорили только по-фински. Семья Ярнефельтов собирала в своем доме активных сторонников финской культуры, всего финского и естественно в этом кругу были их сыновья. Впоследствии Армас стал композитором и дирижером, сын Ээро -  известным художником, а Арвид - писателем. Дочка  же Айно стала супругой Сибелиуса.
Всю жизнь их отношения  были окружены романтическим ореолом. Интересно, что в 90-м году, когда  молодые  обручились, и Айно пожелала  ехать в Ваасу к родителям,   несмотря на то, что у Сибелиуса не было денег, все  купе, в котором они ехали, было заполнено цветами.
Как родилась первая симфония.
          В 90-х г формировалось национальное сознание финнов, и Сибелиус оказался в  активных кругах, которые поддерживали эти процессы. Отчасти эти движения стимулировались тем, что из России раздавались голоса, призывавшие к ограничению конституционных прав в Финляндии, более жесткого присоединения Финляндии к России. В этот период Сибелиус серьезно заинтересовался финским эпосом, Калевалой. Когда Яну было 26 лет, он решил написать собственное сочинение на сюжет Калевалы. Так появилась симфония «Куллерво» о герое- мстителе.  К этому времени  уже существовали   произведения на сюжет Калевалы. Одно из них «Айно»   композитора Роберта Каянуса. Но  сочинение Сибелиуса во многом превосходило предыдущие. Калевала вдохновляла не только композиторов, но и других маститых людей.1892 г наконец-то, состоялась премьера  «Куллерво».  Концертный зал Хельсинкского университета был заполнен до отказа. После концерта публика была  восторженна, и все критики превозносили сочинение, которое стало началом настоящего композиторского искусства в финской культуре. Роберт Каянус так  писал об этом событии: «Огромные весенние потоки обрушались из финской пустыни в мир». Александр Ярнефельт, свекор  Сибелиуса сказал композитору :«Отныне ты поступил на службу финской культуре».
Фрагмент триптиха Аксели Галлен-Каллена.
Работа была представлена на выставке в Хельсинки в Атенеуме.
Один из ровесников композитора, художник Аксели Галлен – Каллена, примерно в те же годы написал свой известный триптих «Легенда об Айно».
  Что мучило Сибелиуса?
Дальше композитор стал активно сочинять,  и уже в конце этого же года был закончен его следующий шедевр симфоническая поэма «Сага». Жизнь Сибелиуса сложилась так, что он в молодом возрасте стал известным композитором. Он добился успеха, удачно женился, преподавал в Хельсинкском музыкально училище. Внешне  все выглядело идеально. Но  комментарии Сибелиуса к «Саге» и другие события в жизни композитора   свидетельствуют об ином.  Дело в том, что поэма «Куллерво» была исполнена при жизни композитора всего один раз,  в 1893 г.  Ее исполнение возобновили только  в 1958 г. Некоторые другие произведения постигла та же судьба. Какие же события еще повлияли на  жизнь Сибелиуса. В то время у Сибелиус  очевидно страдал  комплексом неполноценности.  Познакомившись в Вене с творчеством  Вагнера и  величием Бетховена, он почувствовал себя незначительным персонажем и композитором. Его беспокоило одиночество, неуверенность. Ян мучился от мысли «достоин ли он войти в семью Ярнефельта». На тот момент он тайно обручился с Айно, но не зарекомендовал себя как композитор. Впоследствии Сибелиус  писал своему учителю Вегелиусу :«Я как будто бы себя потерял. Куда же делся Сибелиус. Мне теперь кажется, что за мной кто-то следует. А кто меня преследует? Может это смерть? .  Летом 1894 г Сибелиус отправился в Берлин, потом в Мюнхен. Там вдохновленный Вагнером, он хотел написать оперу. Но эта идея его никогда не осуществилась. Видимо он не нашел хорошего либретто. Кроме того, его снова впечатлила  опера «Тристан и Изольда».  Больше на него  ничто  не производило  такого впечатления, даже Парсифаль.  Все это  превратилось в такое отчаяние, что в одном из писем он написал Айно: « У меня есть идея.  Я принял решение и хочу спросить у тебя совета. Может быть мне  лучше  заняться физической работой, например, пойти работать на завод».
Второе дыхание
На тот момент Сибелиус хотел закончить с карьерой композитора. Однако он не оставлял занятия музыкой. В конце концов он пережил трудный период,  пережил, что не смог написать оперу. Ян  опять заинтересовался симфоническими поэмами. По этому поводу он написал  Айно: «Я думаю, что я все-таки музыкальный художник и поэт». Впоследствии он написал много произведений на стихи Рунеберга. Самая известное- это «Песня афинян». Оно обладает патриотической патетикой и посвящено герою, который отдал жизнь за Родину. Так же у Рунеберга есть стихотворение о хозяйке леса. Оно повествует о том, что  герой отправляется в лес и по дороге встречает  лесного духа в женском обличье. Герой влюбляется так, что не может освободиться от  чар. Это приводит его к гибели. Смысл этого стихотворения в том, что герой оказывается в мире соблазнов и соблазны его увлекают. То, что раньше для него было важным  , оказывается забытым. Идея этого стихотворения  для Сибелиуса была понятна,  близка и актуальна. Сибелиус теперь  боится, что с ним произойдет то же самое. Теперь он думает, что не может подчинить свою жизнь дисциплине и не достигнет того, о чем мечтал.
      По мотивам этого стихотворения Сибелиус сочинил два произведения. Одно - для камерного оркестра, а другое стало симфонической поэмой. Эта работа позволила ему выразить  тоску и печаль, которая присутствовала  в  жизни композитора.  Она практически   имела терапевтическое воздействие на него. Эти произведения позволили Сибелиусу понять, что он способен писать такую же  мощную и впечатляющую музыку, как и тот композитор, перед которым  преклонялся. Сразу после написания  «Духа леса»   Сибелиус взялся за «калевальские" сюжеты. В результате родилась серия произведений ,посвященных любимцу женщин -Лемминкяйнене,  общей продолжительностью около 50 мин. Премьера этого произведения стала большим успехом композитора, еще большим , чем «Куллерво».
Ветер перемен
     В 1898 г  генерал-губернатором Финляндии был назначен Николай Бобриков. Это  сопровождалось  ожесточением цензуры,  закрытием газет. Был опубликован февральский манифест, который означал прекращение автономии Финляндии. В 1899 г под влиянием всех этих настроений состоялась премьера первой симфонии Яна Сибелиуса. На тот момент ему было 34 года. Столько же лет было  Бетховену и Шуману, когда они представляли свою первую симфонию. Концерт стал очень ярким патриотическим событием. Зал был заполнен до отказа. Однако симфония оказалась  в тени  другого произведения, которое также исполнялось  в этом концерте. Это была «Песня афинян», слова которой, «как прекрасно погибнуть за Родину»,  вызвали шквал эмоций среди публики.
     Вскоре после премьеры симфонии проходила акция в поддержку  финской свободной прессы. Для этого мероприятия была заказана патриотическая постановка, посвященная истории Финляндии. К Сибелиусу  обратились с просьбой написать музыку. Последняя часть этого произведения стала самым популярным сочинением Сибелиуса, которое известно под названием «Финляндия». На самом деле это название  появилось позже. Исполнение  этого произведения в годы преследования  было запрещено в Финляндии. Но Сибелиус выступал с концертами  в Таллинне, в Риге и называл  это сочинение «Экспромт».
Другой Сибелиус
     На пороге среднего возраста Сибелиус завоевал себе прочное место среди известных людей Финляндии и в сердцах многих финнов. К тому моменту  он уже получил международное признание и стал самым значимым композитором страны. В дальнейшем его симфоническое творчество  пополнилось  7 симфониями.
 Может сложиться впечатление, что  кризисы, переживания, печали были свойственны Сибелиусу  лишь в молодые годы. На самом деле это было не так. Впоследствии это привело к тому, что композитор уничтожил записи своей Восьмой  симфонии. Она так  и осталась неизвестной публике. Кто знает, что еще было сожжено в  его усадьбе Айно?      Многие воспринимали и видели композитора, как серьезного и мрачного человека. Однако за этой суровостью был и другой  Сибелиус. Близкие люди любили его,  и считали добрым,  общительным, приятным в компании человеком.  

  Кроме серьезных произведений, у  Сибелиуса есть и другие. Примером такого творчества стало произведения, написанное для оркестра в 1921 г. - «Грустный вальс».