Вы знаете, сколько в Санкт-Петербурге музеев? Более
200. За последние несколько лет в городе
открылись еще десятка два новых
интересных музеев. Один из них - Петербургского
авангарда - или дом-музей Матюшина. Находится он на улице проф. Попова, где когда -то проживал
один из основателей петербургского авангардного направления в искусстве - Михаил
Матюшин.
Представить себе трудно, что в
центре Петербурга , среди современных зданий и шумных улиц , приютился деревянный особняк. В 20 веке здесь бывали такие известные личности как Владимир Маяковский, Казимир Малевич, Велимир Хлебников, Павел Филонов. Сегодня музей
рассказывает об основных деятелях авангарда Петербурга и организует выставки молодых художников - авангардистов.
В середине 19 века на бывшей Песочной улице, ныне
проф. Попова, был построен маленький деревянный одноэтажный дом с
мезонином. Первым владельцем его был купец Алонкин. Затем в нем поселился
известный литератор – публицист Владимир Михневич. По его желанию был надстроен
2- й этаж. А уже в 1912 году
здесь поселились художник и музыкант Михаил Матюшин и его жена Елена Гуро - художник и поэт. Они
занимали трехкомнатную квартиру. В 20
веке дом сгорел, его удалось
восстановить. Во время блокады
деревянные дома разбирались на дрова, но благодаря писателю Всеволоду Вишневскому, который там
проживал в 1942 году, дом не тронули. Особняк еще раз горел . После пожара реконструкция его шла 30 лет. И
только в 2006 году
здесь открылся музей Петербургского авангарда, директором которого стал Юрий Мезерин.
Директор музея -Юрий Мезерин |
О чем вы узнаете
В музее посетители знакомятся с основными этапами
становления авангардного искусства в Петербурге с 1910-1930 год, с деятелями
авангарда, которые жили в этом доме или бывали здесь в гостях. Прежде всего, рассказ пойдет о его жителях Михаиле Матюшине и Елене Гуро. Имена их
мало известны, но в начале 20 века они
входили в круг русских футуристов, были организаторами и участниками выставок,
лекций, диспутов нового искусства.
Одна из экспозиций музея посвящена живописным и
графическим работам учеников Казимира
Малевича, Павла Филонова и конечно, Михаила Матюшина.
Примерно так выглядела квартира, в которой жили Михаил Матюшин и Елена Гуро |
Другая, мемориальная, экспозиция,
знакомит гостей с бытом деятелей искусства ХХ века.
Алексей Тараканов. Рисующий радугу. |
Кроме этого, в музее
проходят временные выставки. Они меняются примерно раз в 1,5 месяца. До 17
августа открыта очень выставка работ
группы Крепость «Последние романтики
Ленинграда».
Жители дома. Михаил Матюшин и Елена Гуро
Познакомились Елена и Михаил друг с другом , когда стали заниматься живописью в мастерской Ционглинского. Как многие авангардисты , они
обладали разными талантами. Пробовали себя и в
музыке, и живописи, и литературе . По инициативе Матюшина и Гуро были созданы «Союз молодежи», первый в мире
театр футуристов и издательство «Журавль» , печатающее футуристические книги.
Первая книга,которую написала Елена Гуро. |
Вскоре вышел сборник "Судок судей" |
В противовес дорогим книгам, "Журавль" издавал книги на обоях.
Кроме этого, Матюшин был прекрасным музыкантом, он больше 30
лет проработал в Придворном оркестре и написал музыку к опере «Победители
солнца». В 1913 году состоялась ее премьера. Михаил
Матюшин, как композитор и исполнитель, автор произведений написал музыку к опере. Хлебников - вступление, Малевич отвечал за оформление и костюмы, а Крученый написал либретто.
В саду копии фигур Малевича к спектаклю "Победитель солнца" |
В доме на Песочной супруги прожили совсем немного - с 1912 г по 1913 г. Дело в том, что Елена Гуро была больна лейкемией и вскоре умерла. Но за это время было сделано много
фотографий. По ним можно представить обстановку тех лет.
Такое же фортепиано стояло в квартире Матюшина. |
Елена любила природу и боялась
разрушить гармонию и Матюшин всю жизнь
призывал вслушиваться в природу, учиться у природы.
Основной сюжет картин Гуро-природа. Ульи.Этюд.
Елена Гуро. Ростки. |
Программное произведение Гуро - Ростки. В картине нет света, но чувствуется динамизм, напряженность.Скорее всего повлияла болезнь. Гуро умерла в 37 лет.
Матюшин развивает органическое направление в искусстве. По его теории-кристаллы –это живые организмы. В этой манере он написал свой автопортрет,который находится в Париже.
Портрет Елены Гуро. М. Матюшин |
Матюшин развивает органическое направление в искусстве. По его теории-кристаллы –это живые организмы. В этой манере он написал свой автопортрет,который находится в Париже.
Копии автопортрета Матюшина. Справа -автопортрет в кристаллах. |
Интересное о футуризме
В конце 19 века понятие футуризм еще не
использовали, впервые его применил итальянец
Маринетти. Интересно, что до этогода художников этого направления называли хулиганами. Слова хулиган и футурист были
синонимами. Всех хулиганов называли футуристами, а футуристов хулиганами. Не
удивительно, что такое положение было только на руку футуристам. Они считали, что
скандал создает им хорошую рекламу . Только после Первой мировой войны футуристов
признали, как направление. Футуристы считали , что в эпоху открытий время ощущается по-другому, меняется темп жизни Поэтому отображать мир по-старому, академически невозможно.
Розанова Ольга. Город Петербург.1913 год |
И писать нельзя старым языком. Ведь само слово «футуризм», образовалось от слова будущее. Именно по этому художникам дали еще одно название «будетляне».
Что
стало с футуристами после революции
Матюшин встретил революцию, когда ему было 56 лет. Несмотря на возраст, он стремился
поучаствовать и в новой жизни, продолжал заниматься живописью, рисунком. Художник
подошел к еще одному этапу в своем
пространственном реализме и организовал студию «Зорвед». Название происходит от
слов зрение и ведение. Он учит студийцев смотреть глазами на мир не только прямолинейно, а стараться постичь его со всех сторон.
М. Матюшин. Пейзаж. Вхождение сфер.Так художник видел Землю. |
Он пишет такие яркие произведения,как "Пейзаж. Вхождение сфер".
Матюшин считал,
что человеку не хватает двух глаз и тела. Нужно выработать какую-то технику по
расширенному смотрению. Как музыкант,он пытался работать в направлении взаимосвязи цвета и
звука. Выходило, что низкие тона ассоциируются с теплым темным цветом, а
высокие- с более светлым и холодным.
Таблицы взаимосвязи цвета и формы. |
В 30-е годы Матюшин со своими учениками изучает взаимосвязь цвета и формы. Так в результате экспериментов были сделаны выводы, что круглые предметы могут стать заостренными, если их окружить предметами холодных оттенков. В свою очередь, прямоугольные формы могут округляться, если вокруг теплые цвета. В итоге появился справочник по цвету.
Большая часть картин Михаила Матюшина хранится в фондах музея Петербургского авангарда, в Русском
музее, музее Органической культуры в
Москве, в Третьяковке, музее Амстердама. Самое
главное, что после художника осталось целое поколение его
последователей.
Умер Михаил Матюшин в 1934 году в этом доме. Похоронен в Мартышкино.
Стог. Лахта. Матюшин
Умер Михаил Матюшин в 1934 году в этом доме. Похоронен в Мартышкино.
Музей ждет вас!
Адрес: проф. Попова,10 до ст. м. Петроградская.
Билет 150 руб, льготный-100 руб.
В пятницу вход в музей свободный.
Музей работает ежедневно, с 10.00 до 18.00 кроме
вторника и среды
Вторник до 17.00.
Тел.234-42-89.