Чудо отпуск: Что посмотреть в Санкт-Петербурге.

Что посмотреть в Санкт-Петербурге.

0 коммент.

Вы знаете, сколько в Санкт-Петербурге музеев?  Более  200. За последние несколько лет в городе  открылись еще десятка два  новых интересных музеев. Один из них - Петербургского авангарда  - или   дом-музей Матюшина. Находится он  на улице проф. Попова, где когда -то проживал один из основателей петербургского авангардного направления в искусстве - Михаил Матюшин.


 Представить себе трудно, что  в центре Петербурга , среди современных зданий и шумных улиц , приютился  деревянный особняк.   В 20 веке  здесь бывали такие известные личности как  Владимир Маяковский, Казимир Малевич,  Велимир Хлебников, Павел Филонов. Сегодня музей рассказывает об основных деятелях авангарда Петербурга и организует выставки молодых художников - авангардистов.
Михаил Матюшин

История дома-музея

В середине 19 века на бывшей Песочной улице, ныне проф. Попова,  был построен  маленький деревянный одноэтажный дом с мезонином. Первым владельцем его был купец Алонкин. Затем в нем поселился известный литератор – публицист Владимир Михневич. По его желанию был надстроен 2- й этаж.  А уже  в 1912 году  здесь поселились художник и музыкант Михаил Матюшин  и его жена Елена Гуро - художник и поэт. Они занимали трехкомнатную квартиру.  В 20 веке дом  сгорел, его удалось восстановить.  Во время блокады деревянные дома разбирались на дрова, но благодаря   писателю Всеволоду Вишневскому, который там проживал в 1942 году,  дом не тронули.  Особняк  еще раз горел . После пожара реконструкция его шла 30 лет. И  только  в 2006  году здесь открылся  музей Петербургского авангарда, директором которого стал Юрий Мезерин.
Директор музея -Юрий Мезерин

О чем вы узнаете

       В музее посетители знакомятся с основными этапами становления авангардного искусства в Петербурге с 1910-1930 год, с деятелями авангарда, которые жили в этом доме или  бывали здесь в гостях. Прежде всего, рассказ пойдет о его  жителях Михаиле Матюшине и Елене Гуро. Имена их мало известны, но в  начале 20 века они входили в круг русских футуристов, были организаторами и участниками  выставок,  лекций, диспутов нового искусства. 
Одна  из экспозиций музея посвящена живописным и графическим работам учеников  Казимира Малевича, Павла Филонова и конечно, Михаила Матюшина. 
Примерно так выглядела квартира, в которой жили Михаил Матюшин и Елена Гуро

Другая, мемориальная, экспозиция, знакомит гостей с бытом деятелей искусства ХХ века. 

Алексей Тараканов. Рисующий радугу.

Кроме этого, в музее проходят временные выставки. Они меняются примерно раз в 1,5 месяца. До 17 августа открыта очень  выставка работ группы Крепость  «Последние романтики Ленинграда».

Жители дома. Михаил Матюшин и Елена Гуро

Познакомились Елена и Михаил друг с другом , когда   стали заниматься живописью в мастерской  Ционглинского. Как многие авангардисты , они обладали разными талантами. Пробовали себя и в музыке, и живописи, и литературе . По инициативе Матюшина и Гуро  были созданы «Союз молодежи», первый в мире театр футуристов и издательство «Журавль» , печатающее футуристические книги. 
Первая книга,которую написала Елена Гуро.

Вскоре вышел сборник "Судок судей"
 В противовес дорогим книгам, "Журавль" издавал книги на обоях. 
Это вызывало сенсацию. Книги футуристов не залеживались в книжных лавках. Билеты на встречи раскупались мгновенно. Футуристы путешествовали  по разным городам России, рассказывая, что такое футуризм и, устраивая выставки.
Кроме этого, Матюшин был  прекрасным музыкантом, он больше 30 лет проработал в Придворном оркестре и написал музыку к опере «Победители солнца».  В 1913 году состоялась ее премьера. Михаил Матюшин, как композитор и исполнитель,  автор произведений написал музыку к опере. Хлебников - вступление,  Малевич отвечал за оформление и костюмы,  а Крученый написал либретто.
В саду копии фигур Малевича к спектаклю "Победитель солнца"
         
В доме на Песочной супруги  прожили совсем немного -  с 1912 г по 1913 г.  Дело в том, что Елена Гуро была больна лейкемией  и вскоре  умерла. Но за это время было сделано много фотографий. По ним можно представить обстановку тех лет.  
Такое же фортепиано стояло в квартире Матюшина.


Елена любила природу и боялась разрушить гармонию и   Матюшин всю жизнь  призывал вслушиваться в природу, учиться у природы. 

Основной сюжет картин Гуро-природа. Ульи.Этюд.


Елена Гуро. Ростки.

Программное произведение  Гуро - Ростки. В картине нет света, но чувствуется динамизм, напряженность.Скорее всего повлияла болезнь. Гуро  умерла в 37 лет.
Портрет Елены Гуро. М. Матюшин

Матюшин  развивает органическое направление в искусстве. По его теории-кристаллы –это живые организмы. В этой манере он написал свой автопортрет,который находится в Париже. 
Копии автопортрета Матюшина. Справа -автопортрет в кристаллах.

Интересное о футуризме

В конце 19 века  понятие футуризм  еще  не использовали, впервые его  применил итальянец Маринетти. Интересно, что до этогода  художников этого направления называли хулиганами. Слова хулиган и футурист были синонимами. Всех хулиганов называли футуристами, а футуристов хулиганами. Не удивительно, что такое положение  было  только на руку футуристам. Они считали, что скандал создает им хорошую  рекламу .  Только после Первой мировой войны футуристов признали, как направление. Футуристы считали , что в эпоху открытий   время ощущается по-другому, меняется  темп жизни  Поэтому  отображать мир по-старому, академически  невозможно. 
Розанова Ольга. Город Петербург.1913 год

 И писать нельзя старым  языком. Ведь само слово  «футуризм», образовалось от слова будущее. Именно по этому художникам дали еще одно название «будетляне».

Что стало с футуристами после революции
Матюшин встретил революцию, когда ему  было 56 лет. Несмотря на возраст, он стремился поучаствовать и в новой жизни, продолжал заниматься живописью, рисунком. Художник  подошел  к еще одному этапу в своем пространственном реализме и  организовал  студию  «Зорвед». Название происходит от слов зрение и ведение. Он учит студийцев смотреть глазами  на мир не только  прямолинейно, а стараться постичь его со всех сторон.
М. Матюшин. Пейзаж. Вхождение сфер.Так художник видел Землю.
Он пишет такие  яркие произведения,как "Пейзаж. Вхождение сфер". 
 Матюшин  считал, что человеку не хватает двух глаз и тела. Нужно выработать какую-то технику по расширенному смотрению. Как музыкант,он пытался работать в направлении взаимосвязи  цвета и звука. Выходило, что низкие тона ассоциируются с теплым темным  цветом, а высокие-  с более светлым и холодным.
Таблицы взаимосвязи цвета и формы.
 В 30-е годы Матюшин со своими учениками изучает взаимосвязь цвета и формы. Так в результате экспериментов были  сделаны выводы, что круглые предметы могут стать заостренными, если их окружить предметами холодных оттенков. В свою очередь, прямоугольные формы могут округляться, если вокруг теплые цвета. В итоге  появился справочник по цвету. 
Большая часть картин  Михаила Матюшина  хранится в фондах музея Петербургского авангарда, в Русском музее,  музее Органической культуры в Москве, в Третьяковке,  музее Амстердама. Самое главное, что после художника осталось целое поколение его последователей.  

Стог. Лахта. Матюшин

Умер  Михаил Матюшин в 1934 году в этом доме. Похоронен в Мартышкино.
Музей ждет вас!
Адрес: проф. Попова,10 до ст. м. Петроградская.
Билет 150 руб, льготный-100 руб.
В пятницу вход в  музей свободный.
Музей работает ежедневно, с 10.00 до 18.00 кроме вторника и среды
Вторник до 17.00.
Тел.234-42-89.