О Петербурге написано много. Исторические,
документальные художественные романы,
разного рода путеводители. А сколько о нашем городе сложено мифов и легенд. Действительно каждый
петербургский дом, каждая улица хранят
свою загадочную историю, впрочем, об этом можно рассказывать часами. Но мало прочитать сотни книг, путеводителей,
исходить все улицы и набережные пешком, чтобы узнать все о Петербурге. Пожалуй, это под силу не
многим, только таким профессионалам
высшего класса, как генеральный директор
турфирмы «Эклектика» - Игорь Воеводский.
Он не только знают историю города, каждый его уголок и прекрасно разбирается в архитектурных стилях, а по сути живет
Петербургом, безумно его любит , умеет острым взглядом увидеть то, что
мы с вами не замечаем, проходим мимо. Более того Игорь так свободно владеет материалом,
что может импровизировать на самые разные темы. Отправиться в путешествие по Петербургу под импровизации Игоря Воеводского» –
настоящее везение. Мне повезло.
Итак, импровизации
Игоря Воеводского
Основная тема на
которой строит свои импровизаций Игорь,
конечно , Петербург. Перед тем, как отправиться в путешествие, мы озвучили темы,
которые больше всего нас интересуют.
Это- « Мифы о Петербурге»,
«Модерн», «Петербургские судьбы», «Истории любви». Сходу
Игорь Воеводский выстроил маршрут, обсудил его с водителем и автобус
тронулся.
Импровизация №1 «Мифы
Петербурга»
Началась наша
экскурсия с импровизации на тему «Мифы о
Петре III и Павле». Слушая по дороге рассказ Игоря о том, как
создаются мифы, мы незаметно подъехали к Михайловскому замку.
О Павле I и его отца Петра III огромное количество самых
разных мифов, которые создавались самими
императорами или их приближенными. Ходили
слухи, что Павел I и Петр III самодуры,
люди, лишенные здравого смысла, совершавшие глупости. Откуда мы знаем об
этом? Все эти сведения мы получили от
тех людей, которые были причастны к устранению императоров.
О Петре мы узнаем по воспоминаниям Екатерины II, которая рассказывает, что ее муж был человеком недалеким. По
ночам он заставлял ее маршировать с мушкетом, прятал в ее постели фигуры
солдатиков и заставлял играть с ним в солдатики. Но кто может проверить,
так это было или нет. Ведь если принять
во внимание те указы, которые Петр III издавал, то можно сказать, что император вовсе не был идиотом. Просто все дело в том, что Петр мешает Екатерине зайти на престол. Поэтому Екатерина принимает решение свергнуть мужа с престола. В результате Петр III случайно, неизвестно от чего умирает. Письмо Екатерине от Алексея Орлова, которому было поручено убрать
императора, свидетельствует о том, что Петра устранили сознательно: «Матушка,
прости, государыня, не досмотрели. Умер урод.»
Такая же ужасная атмосфера создавалась вокруг
Павла. По поводу рождения Павла существует масса версий. Одна из них говорит о том, что он не сын Петра III, а сын Салтыкова, и
поскольку Петр занимался с Екатериной мушкетами и солдатиками, то ребенок у них
родиться не мог. Другая версия
утверждает, что Екатерина родила мертвого ребенка, которого подменили на
здорового, родившегося в ближайшей чухонской деревне. Миф развенчивают портреты Петра и Павла . На
портретах у обоих курносые , вздернутые носы. Ошибиться, что это отец и сын
невозможно.
Миф о памятнике Петру I
Сколько раз каждый из вас проходил мимо
памятника Петру I, что
у Михайловского замка? Кто-нибудь из вас замечал, что передняя левая нога лошади одета в сапог?
Я никогда на это не обращала внимания. Оказывается,
действительно под определенным ракурсом создается такое впечатление. Многие
экскурсоводы рассказывают об этой фишке. Но это обман зрения. Как говорит Воеводский «чушь собачья». Игорь решил проверить так ли это на самом
деле и сумел опровергнуть этот факт. Посмотрев сверху на памятник, он убедился
в правоте своего предположения. На левой ноге лошади , Игорь увидел рудимент
пятого пыльца и клок шерсти над ним.
Вот этот рудимент чисто визуально
превратился в каблук. Все дело в том, что памятник ставился не так и не тогда, когда был задуман. Судьба его не проста. Изначально скульптор Растрелли сделал только уменьшенную в 10 раз модель памятника.
В 1824 ее увидел Петр I,
одобрил. Но в работу скульптура не
пошла. Для отливки не было металла, весь
металл в тот период расходовался на пушки и строительство. Через год Петр умирает,
и строительство памятника замораживается. Совершившая переворот и пришедшая к власти Елизавета, чтобы
доказать, что законно зашла на престол, решает поставить памятник Петру. Она
вызывает к себе уже престарелого скульптора
и просит его закончить работу. Растрелли отливает из воска модель в полную величину и посыпает
ее для большей наглядности бронзовой пудрой. Императрица утверждает памятник. Но теперь уже умирает скульптор. Работу заканчивает его сын.
Но вдруг умирает Елизавета. Тогда Екатерина, свергшая своего мужа , чтобы
показать, что она продолжает политику
Петра I, решает
поставить ему памятник. Умная Екатерина
не просто устанавливает памятник, она пишет письмо французским философам:» Я
думаю поставить памятник Петру. Что вы посоветуете, какого скульптора взять».
Вся Европа обсуждает идеи Екатерины.
Руссо пишет целый трактат,
программу, какой должен быть памятник. Но , наконец на престол вступает Павел, ему тоже нужно доказать, что он законный наследник, поэтому он с помпой
устанавливает его, подписывая «прадеду от правнука». Создавая памятник
ни отец, ни сын Растрелли не видели пьедестала, на котором сейчас возвышается фигура
Петра. А Воронихин, который строил
пьедестал, не ожидал такого эффекта . Так
возникают мифы.
Есть один петербургский экскурсовод, который лет 30 назад
поспорил со своим приятелем на тему о том, как быстро распространяется миф в
Петербурге. Стоя у памятника Петру, он в шутку сказал группе:» Видите матросы ,
которые втаскивают в шлюпку тонущего матроса. Потрите его пятку, он только что
спасся, и вы никогда не утонете». Посмотрите, сейчас пятка стерта до блеска, не только
пятка, но и то, что выше пятки. Вот, что такое петербургский
миф.
Импровизации №2 «Модерн»
Далее мы следуем к особняку Матильды Кшесинской. Дело в том, что у кого-то из экскурсантов возник вопрос по поводу одного барельефа, который якобы был размещен на особняке балерины. На барельефа изображена Кшесинская, держащая руку на причинном месте Николая II.Игорь Воеводский высказал предположение, что такой барельеф мог находится на рядом стоящем особняке Брандта и предложил поехать туда проверить. Так мы совершенно незапланировано оказались у музея Политической истории. И дом
Кшесинской, построенный архитектором фон Гогеном и рядом стоящий дом лесопромышленника Брандта, выполненный
архитектором Мельцером - стопроцентный
немецкий вариант модерна. В этих двух особняках сегодня расположился музей.
Стоит обратить внимание на змей, на решетку с
лавровыми листьями.
Вся ограда , весь дворец
Кшесинской увенчан лаврами и это не
удивительно. Ведь она получала много лавровых, серебряных и даже золотых венков. Дом Брандта украшен барельефами, на
которых изображены лошади. Это не случайно. Ведь купец был фанатом лошадей.
КОсобенный интерес у многих вызвал
барельеф, на котором изображена Матильда Кшесинская, якобы
держащая руку на причинном месте Николая
II. Всмотритесь в этот барельеф.
Привлекает внимание и красивая арка Мельцера с эффектными воротами.,
тоже идея архитектор Мельцер. Он,кстати , автор ворот Зимнего дворца, а не Растрелли, как многие думают.
Доходный дом Лидваля
Экскурсия продолжается, и мы проходим к другому яркому
представителю северного модерна, который считается камертоном
Каменноостровского проспекта, к доходному дому
Лидваля. Его построил архитектор Фредерик
Лидваль. Дом строится в начале проспекта
с 1898 года до 1905 года. Почему он строится здесь и именно в этом месте? Дело в
том, что мать архитектора, Ида Лидваль, обеспеченный и разбирающийся в
экономике человек, все правильно рассчитала. Узнав, что начинается строительство постоянного моста через Неву,
взамен наплавного, она быстренько купила на Каменноостровском проспекте участок. Ведь
непрестижный, недорогой район скоро станет
модным и дорогим. Любящая мама заказывает сыну строительство
дома и позволяет ему строить так, как он хочет.
В итоге архитектор
создает настоящий шведский модерновый дом. В Стокгольме он стоял бы, как один
из многих эффектных, красивых домов. Здесь есть все, что характерно для
скандинавского модерна.
Уже на торце здания
мы видим все характерные черты шведского модерна.
Здание ассиметрично, все окна разной формы, отделка из разных материалов. Представляете, при строительстве дома используются шесть-семь
вариантов видов отделки штукатуркой. Никто из нас никогда не обращал на это
внимания.
Это высокое мастерство архитектора. Архитектор использовал огромное
количество деталей в декоре. Модерн – это
всегда противопоставление того, что должно быть, тому, что хочется сделать. Если угол его надо
скруглить, если прямая линия ее надо сделать ломаной или кривой А плоскую поверхность, за счет выступов, эркером
и ниш сделать объемной. Во дворе дома мы видим, что здание ассиметрично с одной
стороны оно трехэтажной, другое крыло пятиэтажной. Причем горизонтальные линии
этажей не совпадают. Что такое скандинавский модерн? Это по сути на новом витке
возвращение предыдущих эпох. Во всех странах стали в духе модерна интерпретировать
старую архитектуру. Только в Финляндии не отказывались от прошлого. Финский модерн появился,
как отражение политической ситуации. Финны
называют свой стиль модерн – стилем национального романтизма. Практически тоже
самое происходит в Швеции. Учитывая, что
в этой стране богатые архитектурные традиции, шведы
строят с оглядкой на старую архитектуру. В скандинавском модерне обязательно
присутствуют рельефы, отображающие предметы северной природы.
Это и сова на центральном
портале, зайцы, коршун, сосновые ветки,
на балконе паутина- паук. В духе модерна нарушаются пропорции. Паук огромный, а
подсолнухи маленькие. Много растений и цветов - ромашки и маргаритки, лотосы и
чертополох.
Импровизация №3 «Петербургские судьбы»
Семья Лидвалей была
одной из наиболее важных представителей шведской общины Петербурга. Мастерская Лидвалей в начале 20 века имела
более 100 портных, которые шили светскую
одежду, в частности мундиры не для
военных, а для придворных. Как разбогатела семья Лидвалей? Портной Йохан
Лидваль прибыл из Швеции в Петербург с
одним ранцем и серебряным рублем. Одну книжку и серебряный рубль ему подарил
известный поэт, автор слов финского гимна, Йохан Рунеберг. Лидвалю нравились стихи Рунеберга, перед
отъездом в Россию он встретился с поэтом, и тот подарил ему книгу своих стихов.
Приехав в Петербург, Лидваль нанялся портным в небольшую мастерскую. Чрез
несколько лет хозяин мастерской умирает,
и Лидваль женится на вдове. Так он становится
владельцем небольшой мастерской. Вскоре жена умирает. Через некоторое
время он женится на шведке. Так как Лидваль увлекается игрой в кегли, он ходит
в клуб. Там он знакомится с придворными
наследника престола Александра Александровича , будущего императора Александра III и когда наследник
престола становится императором, возникает вопрос кому заказать сшить много-много придворных мундиров.
Вспомнили приятеля по кеглям Лидваля и сделали ему заказ. Так Лидваль став
поставщиком императорского двора, разбогател.
О судьбе русского композитора.
А вот у замечательного композитора Максима Березовского, о
котором навряд ли кто из вас слышал, совсем другая судьба. Он родился на
Украине, в городе Глухово, где была
певческая школа для мальчиков. Учились в ней одаренные дети со всей Украины. Затем их
отбирали в Придворную Певческую капеллу.
Однажды среди этих мальчиков отобрали
Максима Березовского. У него был прекрасный голос и абсолютный слух. Поначалу,
приехав в Петербург, Максим играл на скрипке в оркестре Петра III,
пел в Капелле, исполнял женские
партии в Итальянской опере и учился у итальянского композитора Бальтазара Галуппи,
который в то время был
руководителем итальянской оперной труппы и руководил Придворной Певческой Капеллой. Достигнув
определенных успехов, он поехал учиться в Италию, поступил в
Болонскую Академию. В Болонии в это время правил падре Мартини Джованни Баттиста. У него учились все композиторы.
Самый известный – Вольфган Амадей Моцарт, который в 14 лет стал Академиком
Болонской Академии. Березовский учился с Моцартом одновременно и закончил
академию на год позже. Вероятно, они были знакомы. Березовский блестяще сдает экзамены, становится также
академиком и успешно работает в Италии.
Его оперы исполняются
в итальянских театрах, он пишет скрипичные концерты. Но Березовскому пишут письма из России, что
пора возвращаться на родину. Максиму возвращаться не хочется, и он остается в Италии. Тогда его обманом приглашают на военный корабль
отобедать. Когда обед закончился, Максим увидел, что корабль уже далеко отплыл от берега. Его привезли в Россию как раз во
время переворота. Петра Ш, который так
следил за его карьерой, свергли, а при
Екатерине, он уже никому не был нужен. Его заставили вернуться на родину, но
делать ему ничего не дали. Конечно, он пишет духовные концерты, но настоящей
работы и того положения, которое у него было в Италии нет. Известно, что он
женится на итальянской актрисе. Но жизни у молодого композитора нет, он спивается и в
приступе белой горячки перерезает себе горло. Здесь в Капелле , в рукописях
хранились его духовные концерты, но в 1918 году, когда солдаты наводили здесь
революционный порядок, они ворвались в придворную капеллу, вытащили все бумаги и сожгли их. Сегодня от творчества Березовского сохранилось три
духовных концерта, один из которых «
Неотверженные во время старости» и фрагменты каких-то вещей. Позднее в Италии
уже в конце 20 века были найдены его несколько скрипичных концертов и фрагменты
опер. Но фактически в России он был
забыт. Правда, в 1970-х годах были
переизданы ноты его концерта «Неотверженные во время старости», очень красивый
концерт, многоголосый. Сейчас он время от времени исполняется ведущими
российскими дирижерами.
Вот такие разные судьбы. Вот такие импровизации звучат в
исполнении Игоря Воеводского.
Расписание авторских экскурсий турфирмы Эклектика смотрите на сайте:
www.eclectica.ru
Эклектика:
Контакты:Санкт-Петербург, Невский пр.,44, 5 этаж,офис ;