Ежедневно пробегая, порой в суете,
мимо творений великих зодчих Росси, Растрелли, Воронихина, бриллиантами рассыпанных
по Петербургу, мы даже не замечаем их. Ну, стоит себе и стоит Казанский Собор
или Исакий, вроде так и должно быть. Привыкаешь, взгляд «замыливается». Что уж
говорить о сокровищах, которые находятся не на главных магистралях и
площадях Петербурга, а в укромных
уголках города. А их не мало. Необыкновенной красоты жемчужина
Древней России спряталась в нескольких шагах от Старо-Невского проспекта - на
Миргородской улице. Жемчужине этой более 100 лет. Знакомьтесь, Феодоровский собор.
За свой век Собор повидал немало. Его жизнь началась с киота Федоровской иконы в зале Николаевского вокзала, ныне Витебского.
Затем были построены часовня и церковь. И только в 1909 году созрела идея
возвести собор - памятник, посвященный 300-летнему
царствованию Дома Романовых. В судьбе собора принимали участие генерал-майор
Дмитрий Дашков и брат императора великий князь Михаил Александрович. Был
объявлен конкурс. Основное требование было таковым – по стилю храм должен был
напоминать эпоху Московской Руси 17в. Победил проект архитектора Степана
Кричинского. Стали собирать средства на строительство собора. Первое
пожертвование в 100 рублей внес Иоанн Кронштадский, затем император выделил 25 тыс. рублей. В 1914 г, н аконец, состоялось освещение храма. Прожил приход приход 18 лет. А в 1932 году настоятель собора, архимандрит Лев, был арестован,
осужден,отправлен в ссылку в лагерь и расстрелян
по обвинению в контрреволюционной деятельности. После этого приход по решению
Леноблисполкома прекратил свое существование. Так определилась судьба Феодоровского собора на 70
лет.
Сегодня Феодоровский собор, на территории которого
в конце 19в было расположено подворье
Феодоровского мужского монастыря, а в Советское время работал молокозавод,
возрожден. Масштаб реставрации трудно переоценить.
Вы можете себе представить,
как выглядело здание собора после
эксплуатации его как промышленного предприятия. Внешний вид был изуродован
до неузнаваемости. Двухэтажный собор был просто превращен в пятиэтажку, вокруг
которой выросли кирпичные пристройки.
А построен был Собор в неорусском
стиле, по образу и подобию древнерусских храмов. Автор проекта, архитектор
Степан Кричинский, за стилевую основу взял храмы и крепостные башни древнерусских городов
- Ростова, Пскова, Новгорода, Ярославля,
Суздаля. Полюбуйтесь на многократно повторяющуюся
асимметрию башен . По периметру Собора расположены три башни, не похожие друг на
друга. Одна из них восьмигранная, а две
других квадратные, но разные по высоте. Крыши собора покрыты частично медью, частично
черепицей изумрудного цвета. Позолочены купола уже были в наше время, после
реставрации.
Парадный вход собора,как раньше, так и сейчас, украшает майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери
над Царствующим домом».
Оно было полностью утрачено, но восстановлено во время
реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией
Матери с великомучениками. В ветвях – русские князья, святители. А в нижней
части над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышается Патриарх Филарет,
его сын и царь Михаил Федорович Романов. Феодоровская икона Божией матери
названа по имени древнего христианского мученика-Феодора Стратилата, предания
об иконе датируются 12 в
Снаружи храм облицован белым
камнем-известняком, украшенным резным орнаментом с изображениями мифических
животных - птицы-феникса, единорога, льва, двуглавого орла. В Соборе два храма
– Нижний и Верхний. Нижний храм посвящен Алесандру Невскому, построен в стиле
новгородских церквей 13 в и украшен фресками. Они выполнены,
собственаручно иконописцем архимандритом
Зиноном. Как и 100 лет назад здесь три алтаря. Украшением верхнего храма
является пятиярусный иконостас.6,5 м
в форме шапки –царского венца Михаила Федоровича Романова тоже полностью
воссоздан.
Изначально он был вырезан из липы и позолочен.
Иконостас полностью воссоздан. В центре храма висит ажурное бронзовое
паникадило в диаметре.
Невозможно оторвать взгляд от
колокольни собора , выполненной в стиле ярославских колоколен 17 в.
Главное ее
богатство – колокола «Романовский звон». Девять из одиннадцати колоколов были
именными, отлиты в память первого царя Романова и в честь членов семьи,
украшены их портретами, иконами небесных покровителей и гербами русских
городов. Судьба колоколов неизвестна.Но «Романовский звон», к счастью, не умер. Точные копии колоколов радуют нас ежедневно своим звоном. Рядом с колокольней построена кирпичная «кремлевская стена». Кстати на колокольню можно подняться.
Если вы придете в храм в субботу в
14 часов, то попадете на интереснейшую экскурсию.
Наталия Бархатова
Жду от Вас комментарии.