Жемчужины Балтики. Кронштадтские форты.
В 2023г Кронштадтской крепости исполнится 300 лет. Многие ученые, историки, писатели, жители города и просто неравнодушные люди беспокоятся, доживет ли она до своего юбилея? Крепость эта уникальна, ничего подобного в мире нет. 17 ее фортов требуют серьезных реставрационных работ. Дело в том, что сегодня форты практически заброшены, никем не охраняются и находятся в плачевном состоянии. Одним словом, они катастрофически разрушаются. А ведь здесь на протяжении 3-х веков решалась судьба России и несомненно Кронштадтская крепость стоит того, чтобы сохранить ее для потомков.
В России много крепостей с богатой историей, но у Кронштадтской - судьба особенная. Начиная с петровских времен и до второй половины 19 в., Кронштадт был не только морской крепостью, базой для кораблей Балтийского военного флота России, но и торговым портом Санкт-Петербурга. Кронштадтская крепость видела Крымскую и Северную войны, мужественно защищала Петроград в Первую Мировую войну, участвовала в обороне блокадного Ленинграда. При этом крепость не потерпела ни одного поражения, она была гарантом обороны столицы России. Несомненно, Кронштадтская крепость по праву может считаться символом России и входить в список Всемирного наследия Юнеско. Как и Санкт-Петербург, Кронштадт это детище Великого Петра, он называл его новым Амстердамом. Крепость могла бы стать великолепным памятником Петру и одним из самых уникальных морских музеев мира под открытым небом.
· Начало. Коронный замок
Остров Котлин известен еще с 8-13 в.в. Здесь проходил знаменитый путь «из варяг в греки». Купцы везли свои товары из Северной и Западной Европы в Византию. На острове их поджидали лоцманы Великого Новгорода, которые сопровождали торговые суда по рекам, озерам Руси.
Свое название «Кронштадт» («Коронный город») город и крепость на острове Котлин получили 7 октября 1723 г. В этот день Петр заложил камень, который символизировал начало строительства крепости. На самом деле город и крепость Кронштадт отсчет своей истории ведут от даты освещения первого укрепления крепости - морского форта «Кроншлот» («Коронный замок»). Это событие состоялось 18 мая 1704 г. Форт должен был защищать город и принимать морские суда. И действительно во время Северной войны в 1704 и 1705 гг. он не пропустил корабли неприятеля - шведский флот к устью Невы. Сегодня, к сожалению, этот форт напоминает заброшенную кирпичную постройку.
Для укрепления крепости в 1724 г. был построен форт «Цитадель». Но после наводнения его перестроили в камне и дали новое имя – «Пётр I». В 1848 году на территории форта испытали ракетное оружие.
· Форты 19 века
На острове и в акватории Финского залива в разное время были построены отдельные артиллерийские батареи и 17 морских фортов на искусственных сваях. Таким образом, была создана единая система укреплений. Так, например, форт императора Александра I. был построен перед Крымской войной во время царствования Николая I.Это были мощные сооружения с толщиной стенок - 2,5-3 м.
Примерно в это же время, был построен самый мощный форт - императора Павла 1. Он был в два раза больше, чем форт Александр I, его длина по фронту составляла 180 м. В 1899 г здесь была создана лаборатория лекарственных препаратов против чумы. На территории форта проживали и работали 20 сотрудников. Разрабатывая противочумные вакцины, погибли два ученых микробиолога. Лаборатория закрылась только в 1918 г. Жители города до сих пор называют форт Александр I -«Чумный».
У форта Павел I трагическая судьба. В 1923 г его взорвали. Никто не знает, кто это сделал, так не было охраны. Историки до сих пор не могут разобраться и найти виновных. Возможно, он был уничтожен хулиганами. Впоследствии артиллерийские учения, которые здесь устраивались моряками Балтийского флота, окончательно разрушили форт.
Во время Крымской войны эти форты защищали Санкт-Петербург дважды. Первый раз французский флот пришел сюда летом 1854 г. Но корабли не смогли пройти через Южный фарватер, и отошли в Балтийское море. Спустя год мощный англо-французский флот вновь появился у Кронштадта с конкретной задачей захватить Санкт-Петербург. Для этой цели на своих кораблях они везли 30 тыс. десантников. Хвастливые французские генералы надеялись, что завтракать они будут в Кронштадте, а обедать в Санкт-Петербурге. Но Кронштадт решил впервые применить минную оборону. Между фортами были установлены подводные мины, изобретенные Нобелем и изготовленные на Кронштадтском морском заводе. В итоге, три вражеских корабля были подорваны. В результате Объединенный французский флот не решился идти по заминированной акватории Южного Кронштадтского фарватера. Корабли развернулись, месяц простояли в водах Финского залива и не с чем ушли восвояси.
Зимой 1855-56 гг Кронштадтская крепость ожидала третьего прихода Объединенного французского флота. В короткие сроки были построены 9 номерных фортов, протянувшихся между берегами финского залива и на острове Котлин. Четыре из них были построены к югу от Котлина и 5 к северу.4-ый номерной форт Южного Кронштадтского фарватера - это будущий форт Константин. 3-ий форт был переименован в форт граф Милютин, в честь военного министра и фельдмаршала России..
Во второй половине 19 в. форты Южного фарватера и многие элементы крепости модернизировались. Пушки стреляли более мощными зарядами все дальше и чаще. На смену казематированным каменным укреплениям пришли совсем другие фортификационные сооружения - приземленные, построенные из бетона и железобетона. В 1896 г. принимается решение реконструировать крепость. Были построены два мощных форта длиной по 750 м, а также перестроены номерные форты Южного и Северного фарватеров.
· Форты в 20 веке
Перед первой мировой войной был создан еще один минно-артиллерийский рубеж на противоположном берегу Финского залива. Были построены форт Красная горка на южном берегу и на северном берегу форт Ино (Николаевский). Артиллерийские система этих фортов стреляли на расстоянии 25 км. Таким образом, был создан рубеж, который перекрестным огнем обеспечивал оборону всей акватории Финского залива.
Форт «Ино», к сожалению, ждала печальная судьба. Он был взорван в 1918 г., когда территория, на которой он был расположен, отошла к Финляндии. Зато форт Красная горка активно участвовал в обороне блокадного Ленинграда. Здесь был создан известный Ораниембаумский пятачок, размером 25 км. С Ораниембаумского плацдарма началось снятие блокадного Ленинграда в1944 г. В этом районе были установлены 12 дюймовые орудия с диаметром ствола 305 мм. Орудие такого калибра обстреливало снаряды весом 540 кг. Представляете, полтонны железа летит на расстоянии 25 км! Образовывались воронка глубиной до 8 м.
Аврора в Кронштадте
Все корабли , строящиеся на верфях Санкт-Петербург, достраиваются на Морском Кронштадтском заводе. Самый первый ледокол в мире был построен здесь в Кронштадте в 1864 г. По проекту адмирала Макарова здесь был построен первый ледокол для военно-морского флота «Ермак». В этом году завод отметил 150 - летие. В его собственном багаже 4 дока. Один из них, Алексеевский, был построен перед I Мировой войной для ремонта больших кораблей. Когда-то это был самый большой док Европы. Сегодня этот док называют Лещинский. Сейчас в нем стоят на ремонте два корабля - музея - легендарный крейсер «Аврора» и ледокол «Красин».
Капитан I ранга Юрий Кропотов, работающий в Кронштадте, считает, что Кронштадт, как никакой другой город, имеет все основания быть административным центром морской истории России.
P.S. Недавно прошла презентация издательства «Остров», где была представлена вновь переизданная книга Я. Крестьянинова «Кронштадт – город, крепость, порт».Увидеть все своими глазами Вы сможете, побывав на морской экскурсии «Форты Кронштадта»
1 comment
Очень хороший материал!
ReplyПрекрасные фотографии.
Булька