Как
нереально познать весь мир, так невозможно познать Петербург. Каждый его уголок
это вековая история. Немало таких уголков в Петербурге, связанных с финнами. Так , например, в конце 1830-х годов настоятелем церкви Святой Марии, что на Большой Конюшенной, был Закариус Сигнеус, основатель финской системы образования. В Финляндии он почитается также, как Ян Амос Каменский и Песталоцци.
Закариус Сигнеус |
Лютеранство
на наших Невских землях, как массовое явление появилось задолго до основания Петербурга в 17 в. Свою
историю первый постоянный приход церкви
Ингрии начал в 1611 г . Эта дата выгравирована
на печати церкви Ингрии ныне несуществующего Лемболовского прихода.
Это был первый постоянный приход. До этого были приходы, они то появлялись, то исчезали. Когда был основан
Санкт-Петербург, первая лютеранская молельня находилась в Петропавловской крепости. Но в 1733 г императрица Анна
Иоанновна подарила лютеранскому приходу участок между улицами Малой и Большой
Конюшенной . Сначала на этом участке была построена небольшая деревянная
церковь. Потом приход разделился на финноязычный и шведоязычный. Сейчас на
Малую Конюшенную выходит шведская церковь, гораздо более поздней постройки, а
на Большую Конюшенную – финская.
Церковь
Святой Марии была построена в 1805 г петербургским немцем,
архитектором Паульсеном, к слову сказать, особенно ничем незнаменитым. Церковь, построенная в стиле классицизма,
получилась хотя и скромная, но зато функциональная и элегантная. Потом по такой
же модели строились все лютеранские церкви
в Гатчине, в Пушкине, в Скворицах.
Эта церковь
стала Кафедральным Собором церковной евангелическо-лютеранской конфессии Ингрии
на территории России. Возглавляется она сегодня епископом, доктором богословия Арри Кугаппи.
Арри Кугаппи |
В церковь
входит примерно 80 приходов, которые
разбросаны по всей стране в Карелии, в центральной России, в Башкирии , в Поволжье, даже есть в Сибири,
куда ссылали финнов. В 15 церквях службы
ведутся на финском языке.
Почему
церковь возникла именно здесь, в центре
города? Не только потому, что это был
подарок императрицы. В 1809 г в Петербурге стали
селиться финские ремесленники- ювелиры, переплетчики. В это время Финляндия
была присоединена к Российской Империи в качестве княжества Финляндского.
Селились они в центре города, так как и х заказчики обычно
жили в центре.нтре и церковь оказалась здесь в очень удачном месте.
Эту церковь
называют сердцем финского Петербурга. Не только духовным. Два соседних с ним
дома были построены на средства этого прихода. Рядом в доме находилась финская
семилетняя школа, в которой обучалось около 300 учеников. Это была объединенная
школа. Мальчики и девочки учились вместе, в то время, как в российских
школах обучение было раздельное Настоятелем церкви в конце 1830 х годов был Закариас
Сигнеус.
Он внес огромный вклад в ее основание и развитие. До сих пор Сигнеус почитается, как основатель финской школьной
системы образования и считается столбом финской педагогики, как знаменитые
педагоги Ян Амос Каменский, Песталоцци. А начинал Сигнеус свою работу именно в
этой церкви. Если говорить о других известных финнах, которые здесь служили, то
нельзя не упомянуть имя кантора Моозеса Путро.
Он был ингерманландцем, выходцем из Петергофа. Моозес был первый крестьянский
ингерманландский сын, который закончил Санкт-Петербургскую консерваторию и стал
профессиональным музыкантом и композитором. Он писал духовную музыку. Даже если
бы он сочинил только гимн ингерманландских финнов «Ноус Инкери», он был бы уже известным. Он написал
много музыкальных произведений для органа, которые исполняют сегодня на богослужениях и мессах в церквях Ингрии. Моозес
Путро был великим человеком, лидером
музыкального движения., хоровых коллективов. При его участии вышла первая пластинка с финскими песнями, записанная не в Финляндии, а здесь в
Петербурге. Он же подсмотрев в Эстонии
традицию певческих праздников,
перенес этот праздник сюда в
Ингерманландию и летом по его инициативе в 1799 г здесь состоялся первый организованный ингерманландский песенный
праздник. С тех пор, там, где живут ингерманландские финны, они проводят такие
организованные праздники. Жизнь Моозеса Путро
оборвалась трагически в 1919
г , он вышел из этой церкви и пошел на отпевание к
Митрофаньевскому кладбищу, где был небольшой лютеранский участок.До него он не
дошел, исчез без вести. В послереволюционные годы человека могли убить не за
что.
Одним из
последних предреволюционных настоятелей этой церкви был Юхо Сааринен. Никто из
финнов его не знает. Но зато знают Элиэля
Сааринена - знаменитейшего финского архитектора, автора железнодорожного
вокзала в Хельсинки. Юхо Сааринен был его отцом. После революции приход
продолжал существовать в достаточно стесненных условия., как и все конфессии
подвергался репрессиям.
В это трудное
время защитником духовной жизни стал священник - Селим - Яльмар Лауриккала. Его
портрет висит в углу в церкви. Он
возглавлял лютеранскую консисторию в самые трудные годы, в 20-30 годы, когда
многие священники были уже репрессированы. Священников не хватало, он мотался
между разными церквями Ингерманландии. Спас ему жизнь финский паспорт, он ведь
был финским гражданином. И в последний, третий раз, его выслали из СССР в 1936 г . Успел выехать до страшного 37 года,
поэтому сохранил себе жизнь. В 1938
г церковь официально была закрыта, хотя в 37 г здесь уже не было
богослужений. В Советское время чего
здесь только не было и общежитие, и проектный институт, и дом природы. Проходили также выставки кошек,
попугаев, стоял бюст Ленина. Когда здесь начались богослужения, бюст накрывали скатертью. Потом церковь признали памятником архитектуры, ее стали
реставрировать. В мае 2002 г
церковь открыли. В этот день приехал Президент Финляндии. На открытии был также губернатор Петербурга -
Владимир Яковлев. Что интересно, он был наполовину ингерманландский финн. Маму его в
девичестве звали Хилма Иосифовна Ляхтинен. А
родился Владимир в ссылке во время блокады Ленинграда селе Олекминске в
1944 г в Якутии.
Сегодня в церкви проходят не только богослужения. Но и
концерты органной музыки и хоровой.
Выражаю благодарность за уникальную экскурсию Владимиру Кокко и директору Сампо-центра Татьяне Быковой.
Владимир Кокко |
Орган |
Продолжение следует!